8 мая 2020 года
Пандемия коронавируса внесла серьезные изменения в работу некоммерческих организаций: с каждым днем столичным НКО все тяжелее собирать средства на поддержание своей работы и оплаты административных расходов.
На помощь благотворителям приходят волонтеры. Интеллектуальные волонтеры или, как их часто называют, волонтеры «pro bono» помогают некоммерческим организациям в сфере консалтинга, продвижения и маркетинга, создания фото и видеоконтента и во многих других областях, где требуется высококвалифицированный труд профессионалов.
Не стоит путать волонтерство и бесплатные работы. Это не одно и то же. Специалисты, имеющие опыт работы с волонтерами, знают, что добровольчество — это, в первую очередь, история про отношения между людьми, стремление быть полезным и желание изменить мир к лучшему.
Мы поговорили с Ириной Масеевой, координатором волонтерских программ в благотворительном фонде «Большая Перемена», и Анастасией Обуховой, дизайнером и волонтером «pro bono» — о мотивации, организации помощи в период пандемии и о бонусах, «плюшках», которые получают добровольцы.
«ВОЛОНТЕРСТВО — ЭТО ПРО ЛЮДЕЙ И ОТНОШЕНИЯ»
— Фонд «Большая Перемена» был создан командой педагогов в 2002 году. Миссия Фонда в том, чтобы дети, выросшие в детских домах без родительской заботы, могли стать взрослыми, самостоятельными и успешными людьми, — рассказывает Ирина Масеева. — Наши подопечные очень разные, и мы никогда не брали «удобных» детей в программы, мы брали каждого, кто хотел развиваться, и разрабатывали персональную программу для него и вместе с ним с учетом возраста, уровня развития, особенностей здоровья, потребностей и устремлений, условий жизни, учебы, работы.
Есть иллюзия, что образование — это про ЕГЭ, ОГЭ и профессию. Но ведь образование — это про жизнь в обычном понимании этого слова. Это про образ себя в этой жизни. Про отношения с собой и с другими людьми. И ОГЭ и ЕГЭ — часть жизни, но не вся жизнь. В нее входит, например, понимание того, что я хочу делать и как я буду достигать цели. В реальности, а не в своих фантазиях. В нее входит и то, как быть родителем, как быть другом, соседом, коллегой и пассажиром в транспорте. Именно такую поддержку получают ребята в фонде «Большая Перемена».
— У вас в штате есть сотрудники. Почему решили обратится за помощью к волонтерам?
— С ребятами у нас работают педагоги — профессионалы, которые трудятся практически 24/7, они штатные сотрудники. Доброволец не сможет выделять на волонтерство столько времени и не обладает необходимыми компетенциями для работы с детьми-сиротами. Другое дело, что в административной деятельности есть большое количество задач, на решение которых у нас нет штатных сотрудников, и вот тут как раз к нам на помощь приходят волонтеры «pro bono».
— Есть распространенное мнение, что фондам не надо делать качественный контент, важно держать за руку, смотреть в глаза и помогать адресно. Вы согласны?
— Каждое дело нужно делать хорошо, мы за профессиональную благотворительность. Именно поэтому с ребятами в «Большой Перемене» работают профессиональные педагоги, а 80% нашего бюджета идет на оплату труда. Рассказывать людям о том, почему нужна помощь и как можно помочь, отчитываться за израсходованные средства нужно тоже качественно, наглядно и своевременно. В этом нам помогают волонтеры.
Например, недавно один парень помог настроить наш сайт, и теперь нас чаще находят в поисковиках. Второй волонтер помогает во взаимодействии с краудфандинговыми платформами, создавая на них проекты, публикуя новости, благодарности для доноров и отчеты. Благодаря этой помощи больше людей узнали о нашей работе и захотели поддержать занятия с ребятами.
— В работе с волонтерами очень важно выстраивать правильную смысловую линию, не просто скидывать техническое задание, а объяснять идею, что за ней стоит.
— Именно так! Я всегда стараюсь показать волонтерам эту связку, что вот эта афиша — не просто объявление, а часть целой образовательной программы. Помогая с дизайном афиши, волонтер на самом деле помогает стать нашим подопечным самостоятельными и успешными. Мы по-прежнему пишем благодарственные письма волонтерам, хотя все говорят, что это уже не актуально, но я вижу, как людям приятно их получать. Приглашаю волонтеров в гости, рассказываю и показываю, как у нас все устроено, знакомлю с коллегами, ребятами, и человеку сразу становится понятно, какую задачу фонда он помог решить. Это очень важно! Каждому человеку приятно видеть результат своего труда. Волонтерство, как и в целом благотворительность — это про людей и отношения, и про желание сделать мир лучше. Это общие для всех нас ценности.
СПАСАТЬ МИР, НЕ ВСТАВАЯ С ДИВАНА. ПОЧЕМУ ЛЮДИ СТАНОВЯТСЯ ВОЛОНТЕРАМИ?
— Сначала я была волонтером на других проектах, которые не были связаны с интеллектуальным волонтерством, — делится опытом Анастасия Обухова. — А сама тема добровольчества была интересна мне всегда. Однажды я увидела в интернете статью про интеллектуальное волонтерство и платформу «ProCharity» (сайт, который объединяет благотворительные фонды и волонтеров, готовых оказывать бесплатные профессиональные услуги для благотворительности — Ред.). В тот момент я как раз была вынуждена уехать из Москвы на полгода, а бросать «волонтерить» не хотелось. Решила: почему бы не попробовать другой путь?
— А кем вы работаете в обычное время?
— Я дизайнер и как волонтер тоже оказываю услуги дизайнера.
— Есть какая-то прямая связь между вашей основной работой и заданиями, которые вы выполняете «pro bono»? Может быть, волонтерство помогает развивать профессиональные компетенции?
— В принципе любое дополнительное выполненное задание — это всегда получение новых навыков. А потом, волонтерство — это постоянное общение с новыми людьми, а люди все очень разные, и это здорово развивает и расширяет горизонты.
— Волонтерство больше дает тем, кому добровольцы помогают, или же самим волонтерам?
— Фонды, конечно, многое получают от волонтеров. Но я часто думаю, что все-таки больше получают сами волонтеры. Речь не только про чувство — я молодец, сделала хорошее дело. Хотя это тоже важно. Еще волонтерство расширяет профессиональные связи. Через фонды я часто завожу новые знакомства. Люди рекомендуют тебя своим друзьям, и они зовут тебя в свои проекты. Иногда бывает, что фонд выигрывает грант и берет тебя в команду на договор — это тоже заработок. А однажды благодаря волонтерству я даже побывала в Большом театре. На «ProСharity» есть бонусная система, каждый волонтер получает баллы за выполненные задания, которые потом можно обменять на приятные подарки от партнеров.
Хотя, повторюсь, это далеко не самое важное. Как бы пафосно ни звучало, главное — делать мир добрее.
— Как вы замотивируете другого человека стать интеллектуальным волонтером?
— Фондам сейчас непросто. А для любого человека важно не только потреблять, но и отдавать. Фонды пытаются помочь нуждающимся во время пандемии, а многие люди, тем временем, сидят дома, и у значительной части стало намного больше свободного времени. Так что почему бы вместо двух-трех часов, которые москвич каждый день тратит на дорогу на работу, не выполнить одно задание «pro bono» и сделать доброе дело. Давайте сейчас, в период карантина, сделаем что-то хорошее, например, станем интеллектуальными волонтерами и будем спасать мир, не вставая с дивана!
На время действия карантина на платформе «ProСharity» появилась специальная рубрика «COVID-19». В этой рубрике собраны задания фонда, направленные на борьбу с пандемией коронавируса. Такие задания проходят ускоренную модерацию и получают приоритет важности для выполнения. Если вы хотите стать интеллектуальным волонтером и внести свой вклад в борьбу с пандемией, заполните анкету на сайте «ProСharity».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы