Умение найти общий язык и расположить к себе человека — навыки, которые значительно упрощают жизнь. Для социального работника или волонтера в условиях пандемии без них и вовсе не обойтись. Ежедневно им нужно общаться с большим количеством незнакомых людей, помогать. Как в короткий промежуток времени найти подход к каждому, рассказывает психолог семейного центра «Семья» Ольга Филиппу.

Будьте доброжелательными

Попробуйте вспомнить людей, с которыми вам было приятно общаться. Какая их черта первой приходит на ум? По словам психологов, чаще всего лидирует именно доброта и ее проявления — отзывчивость, способность понять состояние другого человека, сочувствие. Это та универсальная основа, которая поможет выстраивать успешную коммуникацию с разными людьми.

Улыбайтесь

Улыбаясь, вы показываете человеку что настроены позитивно по отношению к нему. Исследования показали, что улыбающийся человек кажется нам более привлекательным, мы автоматически приписываем ему хорошие качества.

Обращайтесь к человеку по имени и отчеству

Вместо безличного общения чаще обращайтесь к человеку по имени и отчеству, ведь имя — это его индивидуальность. Обращаясь так, вы проявляете свое уважение и показываете собеседнику его значимость для вас.

Будьте искренними

Нет ничего хуже наигранной улыбки сквозь стиснутые зубы. Если вы испытываете чувство усталости, спад настроения, то не стоит вести себя нарочито бодро и радостно. Лучше честно признаться собеседнику, что вы чувствуете в данный момент. Так вы покажете человеку, что плохое настроение не связано с ним лично, а есть другие причины и обстоятельства. Но никогда не срывайте на другом человеке свой негатив, это недопустимо.

Интересуйтесь и умейте слушать

Демонстрация внимания — очень действенный инструмент, чтобы наладить контакт. Проявите интерес к человеку, задайте ему несколько вопросов, особенно это важно для одиноких и пожилых людей. Узнайте, как он себя чувствует, как настроение, все ли в порядке, обязательно выслушайте ответы. Сделайте человеку комплимент, но только искренне, найдите то, что вам действительно понравилось.

К сожалению, бывает так, что при всем нашем старании, доброжелательности и улыбке человек может быть негативно или даже агрессивно настроен. Здесь важно понимать, что причина такого поведения — не вы лично, есть ряд других обстоятельств. А еще важно знать, что агрессия — защитная реакция, а скрывается за ней страх. Если мы понимаем, что человеку страшно, нашей естественной реакцией будет помочь, посочувствовать, проявить доброжелательность. И главным здесь будет посыл, интонация, слова — второстепенны. Вместо ответной агрессии можно сказать: «Извините, я вас расстроила. Понимаю, как вам неприятно об этом сейчас говорить». Главное — в любой ситуации оставайтесь спокойными и не теряйте профессиональную позицию.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы