Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Учителям: как справиться с родительским буллингом

28 февраля 2020 года

Учителям: как справиться с родительским буллингом

Когда речь заходит о школьном буллинге, чаще всего под ним подразумевается травля одного ученика со стороны его сверстников. В таком случае учитель может обратиться к родителям ребенка-жертвы и ребенка-агрессора и вместе с ними попытаться решить конфликтную ситуацию. Но что делать педагогу, если он замечает, что ученика «прессуют» собственные родители? Разбираемся вместе с психологом семейного центра «Косино-Ухтомский» Лидией Годлевской.

«БЕЛАЯ ВОРОНА» РОЖДАЕТСЯ В СЕМЬЕ

«Очень часто первопричины школьного буллинга скрываются в семье. С багажом негативных родительских установок и низкой самооценкой ребенок попадает в коллектив ребят. И тут травля находит свое продолжение... Ребенок, отличающийся от других, — а дети это сразу чувствуют — становится жертвой сверстников. Издеваясь и унижая свою жертву, дети-агрессоры играют свою роль и преследуют свои интересы. Но изначально все началось в семье...», — рассказывает психолог.

Как школьному учителю понять, что ученика буллят его собственные родители? Как выявить на ранних стадиях неблагополучие в семье и куда обращаться?

Для начала педагогу стоит обратить на следующее:

  • Первое. Посмотрите на взаимодействие родителей и ребенка. Как правило, они критикуют его, обесценивают его действия, поступки, достижения: «бестолковый», «чего тормозишь», «руки-крюки», «да я в его возрасте!».
  • Второе. Родитель может подпихнуть ребенка «одевайся быстрее», демонстративно «дружески» похлопать по плечу, только бедолага сжимается от его прикосновений, взгляд в присутствии родителей-«травителей» застывает. Ребенок молчит в их присутствии, боясь сказать лишнего или рассердить взрослого «своей глупостью».
  • Третье. Ребенок чаще всего выглядит тревожным, неуверенным в себе, он боится отвечать перед классом, считает себя неспособным и часто пассивен. Ребенок может приходить с синяками в школу («метод воспитания»). На вопрос, что с ним случилось, он типично отвечает: «упал».

Домашняя травля может не осознаваться родителями. Они могут искренне верить, что их методы воспитания верны, и они растят своего ребенка так, чтобы он был им удобен, соответствовал их ожиданиям, их «планке».

«Это наносит вред ребенку, но, как правило, несет косвенный умысел. Родитель по-своему любит ребенка и оправдывается тем, что действует в его интересах. Важно не допустить, чтобы домашняя травля переросла в домашнее насилие, с прямым умыслом, физическим и психологическим неизбежным вредом, с ненавистью к своему ребенку. Это родитель — психотравматик, использующий более жесткие способы преследования, издевательств, побоев, вплоть до убийства», — объясняет Лидия Годлевская.

КАК ВЫЯВИТЬ РОДИТЕЛЬСКИЙ БУЛЛИНГ И ЧТО ДЕЛАТЬ

Если у учителя закрадываются сомнения насчет благополучия семьи, в которой воспитывается ученик, ему можно действовать следующим образом:

  1. Учитель — наблюдатель. Он не имеет права задавать ребенку наводящие или провокационные вопросы.
  2. Своими наблюдениями учитель должен поделиться с социальным педагогом.
  3. Социальный педагог уже вместе со школьным психологом анализирует ситуацию и в доброжелательной манере приглашает родителей на беседу.
  4. Если в ходе беседы, наблюдения или корректной психологической диагностики выявляется родительская травля, специалисты должны подключить внешние действия.
  5. Социальный педагог обязан сообщить в отдел опеки информацию о семье и ребенке.
  6. Специалисты семейного центра, обученные выявлению и ранней профилактике жестокого обращения (как формы буллинга), выявляют степень риска и составляют программу дальнейшей работы с семьей.

«В моей практике были случаи, когда приходилось работать с семьями, чьи дети подвергались домашней травле. Даже без насильственных действий эти дети получали психотравму. И в работу включались психолог и психиатр. Давлением, принуждением „каким ты должен быть“ и „какой ты на самом деле“ родители добились того, что мне приходилось работать с подростками с шизофренией, девочкой с истероидной психопатией. Эти родители сейчас очень жалеют, что не смогли принять ребенка таким, какой он есть, и сейчас пытаются сделать все возможное, чтобы изменить ситуацию», — делится психолог.

ИСТОЧНИК


ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми, Подростки

Новости по теме