Однажды учитель математики замечает, как новенького пятиклассника обзывают его сверстники. Казалось бы, обычная история: дети знакомятся, притираются характерами... Но на самом деле обидные прозвища — это один из настораживающих признаков того, что в классе может зародиться буллинг. Рассказываем, как учителю не пустить ситуацию на самотек, а сохранить здоровую атмосферу.

Публичные унижения и оскорбления, высмеивание, порча личных вещей, задевающие или угрожающие комментарии в социальных сетях — все это и есть проявление буллинга среди школьников, которые психологически являются самыми уязвимыми к травле. Психологи Московской службы психологической помощи подготовили специальные памятки для учителей и родителей, как распознать первые признаки буллинга.

Памятка учителю

Памятка родителю

  • дети смеются над одним и тем же учеником, дают обидные прозвища
  • у ребенка потрепанный внешний вид (одежда и волосы)
  • есть следы насилия на теле (покрасневшее или слишком бледное лицо, следы слез)
  • другие дети зажимают ребенка в кольцо, в угол
  • на вопрос, что происходит, отвечает не сам ребенок
  • ребенок стал хуже успевать в учебе
  • ребенок систематически опаздывает на уроки или задерживается в классе после звонка
  • дети группой задерживаются после уроков
  • есть ребенок, который регулярно не участвует в групповой работе и на переменах один
  • ребенок стал выражать нежелание идти в школу
  • у ребенка нарушились сон и аппетит
  • ребенок не рассказывает, как дела в школе
  • есть следы насилия на теле (синяки, ссадины)
  • часто испорченные вещи (одежда, школьные принадлежности)
  • у ребенка снизилась успеваемость
  • появились жалобы на различные боли, плохое самочувствие, стал чаще болеть
  • у ребенка нет друзей
  • ребенок стал более эмоциональным (слезливость, раздражительность, приступы гнева)
  • ребенок ушел в себя, меньше контактирует с семьей

«Это не универсальные признаки, но настораживающие. Если вы заметили что-то из описанного выше — это означает, что необходимо разобраться и прояснить, что происходит с ребенком», — говорит Наталья Цымбаленко, начальник Управления информационной политики и коммуникаций ДТЗСН.

ОТКУДА ПОЯВЛЯЮТСЯ ДЕТИ-АГРЕССОРЫ

Чаще всего ребенка-агрессора готовит среда, в которой он живет. Если школьник регулярно видит агрессивное поведение, направленное на него самого или на его близких, это увеличивает шансы того, что ребенок будет транслировать эту модель.

Сцены психологического насилия, которые видит ребенок в семье или ближайшем окружении, становятся для него нормой и основным способом общения с сверстниками, а также проявлением власти над другим человеком. Идеи привлекательности власти над другим человеком нередко подкрепляются компьютерными играми.

Получается, такой ребенок становится агрессором не потому, что он плохой в принципе. Просто на бессознательном уровне он считает агрессивное поведение и власть над другими нормальным явлением.

Узнать агрессора несложно: он использует насмешки и вышучивание, а также унизительные, оскорбительные или обидные слова (действия), при которых он всегда «на высоте».

Вторая причина, по которой дети становятся агрессорами, — психические отклонения.

КАКИЕ ДЕТИ СТАНОВЯТСЯ ЖЕРТВАМИ

Жертвой травли может стать любой ребенок. Но есть факторы предрасположенности: например, эмоциональная чувствительность, восприимчивость, низкая самооценка, неуверенность в себе, общее переживание своей неправильности, одиночества и бессилия. Зачастую все эти признаки развиваются в семье, где родители не поддерживают своих детей. И ребенок уверен, что ему не с кем разделить свои горести и радости.

Ситуация № 1. Ребенок растет очень восприимчивым и чувствительным, он быстро реагирует слезами или замыкается. Это означает, что он не освоился с более действенными способами справляться со сложностями, которые могут возникнуть в социуме. Такой школьник может стать мишенью злых шуток.

Ситуация № 2. Ребенок в принципе умеет справляться с различными ситуациями, но встречается с систематическими агрессивными воздействиями со стороны сверстников. И он начинает сомневаться в себе: «Может быть, я неправильный, раз ко мне постоянно придираются?». Внутренний фон ребенка, попавшего в позицию жертвы, — молчание, ощущение ловушки и чувство бессилия.

«Школьную травлю у детей старших классов распознать сложнее, чем в младшей школе. Ученики начальных классов почти всегда на глазах у одного учителя, они более спонтанны, еще не привыкли к тому, что их действия заметны и понятны. К тому же они в том возрасте, когда взрослым еще в основном доверяют.

Подростки, находясь в процессе отделения от взрослых, формируют зону неприкосновенного пространства, поэтому их проявления травли могут быть менее заметными. Ученики старших классов с большей готовностью перемещаются в пространство интернет-коммуникаций, тогда можно говорить о кибербуллинге. Знание этого дает понимание и учителям, и родителям, что крайне важно не только сохранять контакт с ребенком-подростком, но и разъяснять детям признаки травли. А также давать им действенные инструменты совладания — не молчи — еще в начальных классах», — поясняет Наталья Цымбаленко.

ТРИ СОВЕТА, КАК СПРАВИТЬСЯ С БУЛЛИНГОМ В КЛАССЕ

Хороший учитель в школе не только передает детям знания, но и помогает им организовать коммуникацию на принципах взаимного уважения. Травля в детской среде становится нормой в той мере, насколько взрослые это допускают, оставляя ее без должного внимания, — уверены психологи.

Совет № 1. Принцип «Лучше предупредить, чем лечить»: создание в классе психологического микроклимата и безопасности, когда каждый ученик чувствует себя в коллективе сверстников комфортно и спокойно. Сюда относится: работа в группах на доверие и взаимовыручку, объединяющие игры и разминки на переменах. С учениками старшей школы работают подобным образом, но только с поправкой на их большее стремление к независимости и большую взрослость.

Совет № 2. Принцип «Словарь учителя»: учитель не позволяет себе словесно унижать или оскорблять ребенка — из-за плохого поведения, уровня интеллектуальных способностей, внешности и так далее.

«Например, некоторые учителя не объявляют всему классу оценки, чтобы не формировать поле для сравнений и возможных насмешек. Каждый ребенок может подойти и узнать свою оценку вместе с разъяснением от учителя. Это пример конструктивной коммуникации», — рассказывает Наталья Цымбаленко.

Совет № 3. Правила взаимодействия для начальных классов. Учитель может прописать правила поведения и разместить их возле доски. Например, там можно указать: «У нас не кричат на одноклассников», «У нас помогают друг другу» и так далее. Правила взаимодействия должны побуждать детей к сотрудничеству и дружбе.

ИСТОЧНИК ПУБЛИКАЦИИ

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы