Реабилитационно-образовательный центр находится на юго-востоке столицы, на улице Саратовской. Учреждение функционирует в режиме пятидневного круглосуточного пребывания. Здесь помогают детям от 7 до 18 лет, имеющим интеллектуальные нарушения разной степени и сопутствующие заболевания. Помимо школьного обучения, ребята получают комплексную реабилитацию и трудовую профориентацию. Как устроен центр, рассказываем в нашем репортаже.

На территории Центра площадью 2,8 гектара расположились футбольное поле с искусственным газоном, огороженная площадка для баскетбола, тренажеры, детская площадка и крытая веранда, где в теплое время года проводятся интересные занятия и творческие мастер-классы под открытым небом. И, конечно, сам четырехэтажный центр — с учебным и спальным корпусами, отделениями медицинской реабилитации, творческими кружками и студиями.

«В нашем центре обучаются 152 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них около 60% имеют инвалидность. Дети находятся на пятидневке. На выходные и каникулы их забирают родители. У каждого ребенка есть индивидуальный план развития и реабилитации. Школьное образование дети получают по адаптированным основным образовательным программам в зависимости от степени интеллектуальных нарушений», — рассказывает Людмила Дмитриева, директор РОЦ № 105.

Учебные группы сформированы по 5-7 человек (для детей с множественными тяжелыми нарушениями) и по 12-15 человек. Сделано это для того, чтобы учитель мог уделить внимание каждому ребенку. Все классные комнаты оборудованы интерактивными досками, педагоги работают по стандартам Московской электронной школы с электронными журналами и дневниками.

«После уроков ребята занимаются ритмикой, хореографией, вокалом, обучаются игре на музыкальных инструментах, работают в творческих мастерских. Изучают „Основы компьютерной грамотности“, делают спецпроекты по образовательным и социокультурным направлениям», — добавляет директор.

СТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ И ПОЛУЧИТЬ ПРОФЕССИЮ

Обычный день ребенка начинается с зарядки и гигиенических процедур. Дети наводят порядок в своих комнатах, сами застилают кровати, убирают в своих тумбочках и шкафах. Завтракают и расходятся на учебу. В комнатах живут по 2-3 человека.

В центре все ориентировано на то, чтобы особые дети стали самостоятельными: умели не только обслужить себя, но и знали инфраструктуру города (аптеку, магазин, банк), могли самостоятельно передвигаться по городу, пользоваться общественным транспортом, взаимодействовать с незнакомыми людьми. С этой целью дети изучают предмет «Основы социальной жизни», где теория подкрепляется практикой.

«Вместе с сопровождающими педагогами дети ходят в магазин за продуктами, учатся обращаться с деньгами, знакомятся с банками, аптеками и другими общественными местами. В самом Центре у нас оборудован специальный кабинет, где ребята занимаются домоводством. Они учатся готовить супы, гарниры и десерты. Сами сервируют столы и устраивают званые чаепития. Это первостепенные навыки для дальнейшей взрослой жизни, и дети должны ими овладеть», — рассказывает учитель Ирина Синегрибова.

Особый упор — на профориентацию детей. Например, мальчишки-старшеклассники занимаются в слесарной и столярной мастерских. Для девочек создано швейное отделение. Еще ребята могут выбрать растениеводство. Летом они ухаживают за грядками и клумбами во дворе Центра, а в осенне-зимний период помогают в зимнем саду — выращивают рассаду для будущей высадки весной.

После 9-го класса выпускники сдают экзамены по профилям трудового обучения. Для выпускников 10 класса проводится итоговое тестирование по углубленной трудовой подготовке и основам социальной жизни. По окончанию школы ребята получают свидетельство об обучении государственного образца, с которым могут поступать в столичные колледжи.

ХУДОЖНИК, РУКОДЕЛЬНИК ИЛИ УМЕЛЕЦ?

После обеда и тихого часа для детей начальной школы ребята расходятся по творческим кружкам и студиям. Выбрать есть из чего — порядка десяти направлений.

Так, в студии «Мир рукоделия» детей учат обращаться с разными видами ткани и делать из них декоративные изделия. Кружок «Умельцы» — для тех, кто любит работать с деревом и металлом. Здесь из сантехнической трубы могут сделать рождественский подсвечник, а сломанный стул или кровать обретут новую жизнь.

Еще мальчишки и девчонки рисуют, выжигают по дереву, занимаются декупажем. Старшеклассники осваивают компьютерную графику и со своими проектами участвуют в различных городских конкурсах и фестивалях, причем весьма успешно. Например, совсем недавно 17-летняя Наташа К. из 10-го класса победила на конкурсе «Графика жизни».

«Ребятам нравится работать своими руками. Иногда приходится иметь дело с мелкими деталями, это развивает их мелкую моторику. Для детей с интеллектуальными нарушениями это особенно важно. Дети осваивают приёмы работы с различными инструментами. Это им пригодиться в дальнейшей взрослой жизни. Мы считаем, что они должны видеть результаты своей работы. Поэтому они ремонтируют те же кровати или стулья, которыми сами пользуются, врезают замки в двери. После этого они бережнее относится к вещам и с гордостью рассказывают другим о результатах своей работы. Радует, что многие выпускники поступают в колледжи обучаться профессиям „автослесарь“ и „слесарь по ремонту подвижного состава“, а потом успешно трудятся на РЖД», — рассказывает учитель труда Юрий Белотелкин.

МЕДИЦИНСКАЯ ПОДДЕРЖКА

Медикаментозную поддержку (строго по назначению врача) дети получают в медблоке. Здесь работает кабинет врача-психиатра, врача-педиатра, процедурная, прививочный и массажный кабинеты, изолятор. Есть отдельный зал для лечебной физкультуры, в котором проводятся занятия, направленные на восстановление и коррекцию психофизического состояния ребенка.

Для профилактики соматических и физических заболеваний используются различные реабилитационные аппараты: чрескожный электростимулятор «ДЭНАС», компрессорный ингалятор OMRON, генераторы аэроионов «Горный воздух», тренажер дыхания «Биосвязь» и многое другое. «С помощью инфракрасного излучения (от электростимулятора) можно снять боль от ушиба и растяжения. Время воздействия лучей зависит от тяжести заболевания. А средний курс лечения — от восьми до десяти сеансов». Небулайзер используется при лечении ангины или острых хронических воспалений», — рассказывает специалист по реабилитации Ольга Агеева.

Раз в год все дети проходят плановую диспансеризацию.

МЕСТО ПРИТЯЖЕНИЯ

Сенсорная комната с развивающей Монтессори-средой — это своеобразное место силы. Здесь дети могут отдохнуть под свето-, цвето- и звукотерапевтическими водопадами, удобно устроившись в мягких пуфиках и креслах.

Фотоны света и звуки благотворно воздействуют на все органы чувств. Красный стимулирует организм и психику, желтый — расслабляет и тонизирует. Звуки природы успокаивают, а вот вальс Моцарта, наоборот, заставляет сконцентрироваться.

Под ногами у ребят — тактильные дорожки с разными поверхностями. Они не только успокаивают, но и снимают мышечное напряжение, улучшают циркуляцию крови. «Показания к занятиям в сенсорной комнате — неврозоподобные или депрессивные состояния, замкнутость, психоэмоциональное напряжение или агрессивное поведение и так далее. Для детей с аутизмом у нас есть отдельный домик, где они чувствуют себя защищенными», — поясняет психолог Баира Зодбаева.

Вторая часть сенсорной комнаты — развивающая среда. В игровой форме дети знакомятся с временами года и музыкальными инструментами, изучают инфраструктуру города на игрушечном макете, развивают мелкую моторику с помощью кинетического песка.

Помимо психологов, с детьми занимаются дефектологи и логопеды. В кабинетах специалистов есть все необходимое для коррекции психофизического развития: и диагностические комплекты Семаго, и интерактивные столы «Edutach», и математические пирамидки с корабликами, а также образовательные материалы Фребеля.

«Мы искренне верим, что у каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья есть свой талант и профессиональное призвание. Наша задача — развить этот талант, помочь детям социализироваться и найти свое место в жизни. Мы учим детей самостоятельности, чтобы после выпуска они умели ориентироваться в быту: приготовить еду, убраться в квартире, могли без труда наладить социальные связи в общественных местах и умели работать в коллективе», — делится Людмила Дмитриева.


ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В РОЦ № 105 регулярно проводятся творческие и тематические выставки. Дети выезжают на экскурсии в музеи, парки, усадьбы, посещают городские театры и кинотеатры. Да и сами устраивают у себя в центре различные праздники, концерты, КВН и квесты.

Дети участвуют в различных фестивалях, конкурсах и проектах. Например, в «Абилимпикс», «Не прервется связь поколений», «Музеи. Парки. Усадьбы», «Надежда» и так далее.

ЧИТАТЬ:

Природа, творчество и инновации: один день из жизни Центра реабилитации и образования № 7

Ребята с хрустальными сердцами: как детям и подросткам помогают в Центре реабилитации и образования № 4

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы