Столичный Центр реабилитации и образования № 7 находится в 70 километрах от города, на берегу живописного Истринского водохранилища. Здесь занимаются реабилитацией и образованием юных москвичей с инвалидностью от 6,5 до 18 лет. Заболевания у ребят самые разные, кроме ментальных: сахарный диабет, астма, детский церебральный паралич. Один курс длится 24 дня. В нашем репортаже рассказываем, как устроен Центр и какие инновационные технологии используются в образовании детей.

Всех мальчишек и девчонок, приезжающих в Центр реабилитации и образования № 7, на улице встречает скульптура медведицы с медвежонком.

В лапах у них красуется книга со специальным QR-кодом. Наводите смартфон — сразу оказываетесь на сайте Центра. Но к чему виртуальное путешествие, если все можно увидеть воочию?

«Одна из изюминок нашего Центра в том, что мы стараемся познакомить детей и подростков со всеми новыми технологиями, которые становятся неотъемлемой частью современной жизни. Мир быстро меняется, и подрастающее поколение должно уметь адаптироваться к изменяющимся условиям. У многих детей, находящихся в Центре, есть смарт-часы „Кнопка жизни“ — это альтернатива мобильному телефону. По ним можно связываться с родителями или педагогом. Часы отслеживают самочувствие, напоминают о приеме лекарства, позволяют вести активный образ жизни», — рассказывает Светлана Войтас, директор Центра.

СИЛОЙ МЫСЛИ ОЖИВИТЬ РОБОТА

Сегодня в центре проживают 140 мальчишек и девчонок. Всего за год здесь обслуживается порядка 1400 детей. У каждого ребенка свой план по реабилитации и образованию. На занятиях в Академии наук (так называются учебные корпуса) к ученикам индивидуальный подход.

«Все дети приезжают с разным уровнем знаний. Кто-то уже прошел ту или иную тему, кто-то еще нет. Поэтому на уроке чаще всего дети работают в небольших группках или самостоятельно. У каждого воспитанника есть планшет и персональный компьютер», — говорит Юлия Бражник, заместитель директора по стратегическому развитию.

Все классы оборудованы по стандартам московской электронной школы: с интерактивными панелями и сенсорным экраном, с электронными дневниками и журналами.

На каждом предмете используются свои современные технологии. Так, на истории с помощью VR-шлемов можно отправиться в виртуальное путешествие по Третьяковке, на астрономии — изучить звезды. А урок английского языка провести в компании самых настоящих бабочек, заодно изучив жизненный цикл крылаток. В Центре есть свой баттерфляриум.

Информатика и вовсе поражает. Подросток с помощью мысли запускает движение робота. Но здесь нет никаких чудес — все дело в специальной плате и нейро-интерфейсе «Роботрек», с помощью которых мысль и превращается в импульс.

НА ЛЕЧЕБНЫХ ПРОЦЕДУРАХ — МУЛЬТИКИ И НЕВЕСОМОСТЬ

Свой день ребенок начинает с зарядки, завтрака и гигиенических процедур. Реабилитационные занятия, пожалуй, главная часть в жизни ребят в Истре. Ведь они сюда приезжают как раз для того, чтобы укрепить свое здоровье: как физическое, так и психоэмоциональное.

Массаж, стоматология, комплексная физиотерапия на новейших аппаратах, лечебная физкультура, спелеотерапия, бассейн и иппотерапия — это лишь некоторые процедуры, которые получают дети. Все зависит от диагноза.

«На занятиях энимало-терапии дети выполняют спортивные упражнения, повторяющие движения определенных видов животных. Для детей это проводится в игровой форме. При этом они получают значительную физическую нагрузку на все группы мышц. Также есть водолечебный кабинет с душем Шарко для гидротерапии», — рассказывает Алексей Жолудь, начальник медицинского отдела.

Ребятам с астмой, аллергией и заболеваниями сердца часто назначают курс сеансов на светоакустическом ложе «Интонта». Разработка московских специалистов — это затемненная комната для релакса со специальной вибрирующей кроватью, мягким приглушенным светом и расслабляющей музыкой. Регулярный отдых в такой комнате снижает у детей тревожность, гиперактивность, улучшает аппетит и сон.

Возможно совместить мультики и физиопроцедуры? Легко! В этом помогает инновационная разработка «Мультикубик»: это переносный проектор. Лежа на кушетке под теплым парафином, ребенок смотрит любимый мультфильм или познавательную программу. Изображение транслируется на потолок, прямо над ребенком.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — с легкими формами ДЦП, после аварии или серьезной травмы — используется антигравитационная дорожка. Новинку только завезли в Центр.

«На беговой дорожке создается невесомость. Разгрузка массы тела может доходить до 80 процентов: то есть, выполняя упражнения на дорожке, ребенок ощущает лишь одну пятую часть своего веса. Невесомость оказывает благоприятный эффект на скелетно-мышечный корсет, и человек восстанавливает и развивает свои двигательные функции», — объясняет Алексей Жолудь.

ИЗО, ТУРИЗМ И АГРО-ТЕРАПИЯ

После обеда и тихого часа дети гуляют на природе, устраивают тематические квесты, занимаются творчеством в мастерских. Выбрать есть из чего — всего в Центре организовано более тридцати активностей. Рисование, изготовление поделок и игрушек на 3D-принтере, мастерская глины, декупаж, декоративно-прикладное искусство, основы туризма и многое другое.

Так, на улице между деревьями подвешены дизайнерские палатки. В них тепло даже осенью: дети там устраивают тематические встречи и посиделки.

Юным артистам и звукооператорам всегда рады на кружке, где дети самостоятельно озвучивают мультфильмы. Например, чтобы ожили «Трое из Простоквашино», понадобится гитара, мешок с пенопластом, барабан и, конечно, голоса самих ребят. Мультипликацию в собственной озвучке можно потом посмотреть с помощью технологии дополненной реальности. Наводишь планшет на картинку — и дядя Федор тут же оживает.

Старшеклассники сами записывают выпуски новостей и прогнозы погоды. Креативят не «в стол»: их работы показывают на больших экранах в спальных «городах». Такие, казалось бы, простые хобби очень увлекают ребят, и многие потом связывают их со своими будущими профессиями.

Отдельный мир в Центре — этнопространство с деревянной избушкой, русской печкой и домашней утварью. Здесь проходят творческие мастер-классы и встречи. Сейчас дети активно готовятся к новогодним праздникам: мастерят праздничные игрушки и декоративные елочки, которыми потом украшают свои комнаты.

«Летом у нас здесь красота. Рядом с избой пасутся козы, куры и гуси. Детям нравится заботиться о них. Также есть свои теплицы, где ребята круглогодично ухаживают за зеленью. Это все мы называем агро-терапией — особый и очень действенный способ разгрузить ребенка после городской суеты», — говорит Юлия Бражник.


КАК ПОПАСТЬ В ЦРО № 7

Шаг 1. Обратитесь в свой ТЦСО по месту жительства и напишите заявление.

Шаг 2. Предоставьте заключение медицинской комиссии о состоянии ребенка (это основание для зачисления в Центр) и характеристику из образовательной организации, где он учится.

Шаг 3. Направления выдаются в порядке очереди.

Помните! На каждый столичный округ выдается определенное количество квот, в зависимости от числа проживающих в нем детей с инвалидностью.

Дети, имеющие статус «ребенка с инвалидностью», могут приехать в Истру трижды в год. Если нет этого статуса, то один раз.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы