Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Московский психолог назвала пять основных признаков переутомления у школьников

17 ноября 2025 года

Московский психолог назвала пять основных признаков переутомления у школьников

Учебный год в самом разгаре, и у многих школьников накапливается усталость, которая со временем может перерасти в серьезное переутомление. Специалист Московской службы психологической помощи населению столичного Департамента труда и социальной защиты населения Екатерина Игонина рассказала, как распознать эмоциональную перегрузку у ребенка и что делать родителям в такой ситуации.

Все хорошее — в меру

Родители зачастую стараются давать ребенку в школьные годы все и сразу, максимально заполнив его время дополнительными занятиями и репетиторами. Также многие полагают, что чем больше школьник занят секциями и кружками, тем лучше будет его поведение.

Но физическая усталость и эмоциональное истощение из-за чрезмерной нагрузки могут привести к потере мотивации. В итоге дети становятся апатичными и раздражительными, часто болеют и не хотят учиться. Особенно сложно распознать стресс у младшеклассников — они еще не умеют до конца осознавать и объяснять взрослым свое состояние.

Признаки перегрузки у ребенка

Всестороннее развитие ребенка важно, но при выборе дополнительных занятий необходимо учитывать не только потребности и возможности школьника, но и его искреннее желание заниматься. Если индивидуальные особенности не учитываются, ребенок сталкивается с колоссальными перегрузками. Специалист назвала несколько признаков, указывающих на то, что школьник близок к выгоранию.

  • Эмоциональная нестабильность
    Ребенок может резко реагировать на незначительные события, особенно после насыщенного учебного дня. Даже небольшие замечания, просьбы со стороны взрослых или общение с братьями и сестрами способны вызвать бурный всплеск эмоций. Плач, капризность, истерики без видимых причин — так проявляется накопившееся напряжение и перегрузка.
  • Физическое недомогание
    Без видимых причин ребенок начинает регулярно жаловаться на головные боли или боли в животе. К концу недели может бессимптомно повышаться температура, появляться бессонница или наоборот сонливость, нарушение аппетита — переедание или отказ от еды. Так организм может реагировать на чрезмерный стресс и переутомление.
  • Поведенческие изменения
    Ребенок может стать либо гиперактивным, либо предпочитать уединяться в тишине. Перевозбуждение часто возникает после сдерживания эмоций в школе, а желание остаться в одиночестве — естественная реакция на информационную перегрузку.
  • Снижение мотивации
    Если раньше ребенок с интересом занимался, а теперь постоянно говорит «не хочу» и «не могу», это сигнализирует об истощении ресурсов. И связано такое поведение с ощущением, что усилия не приносят желаемого результата.
  • Когнитивные проявления
    Обычно связаны с рассеянным вниманием, забывчивостью, трудностями с концентрацией, замедлением реакций, снижением успеваемости. Эти признаки также говорят о том, что организм плохо справляется с текущей нагрузкой.

Пусть меньше, да лучше

Если у ребёнка наблюдаются признаки школьной перегрузки, психолог рекомендует придерживаться простых, но действенных правил.

  • Выстраивание диалога
    Поговорите с ребенком, попросите рассказать о том, что он чувствует, обсудите имеющиеся ощущения и переживания.
  • Изменение нагрузки
    Пересмотрите нагрузку ребенка, при необходимости снизьте ее на пару недель, наблюдая за настроением, поведением и самочувствием школьника.
  • Соблюдайте режим
    Наладьте режим сна и отдыха ребенка, сделайте питание более сбалансированным, проконсультируйтесь с врачом насчет приема витаминов.
  • Баланс между отдыхом и занятиями
    Помимо соблюдения режима дня, продолжительного сна и сбалансированного питания, школьнику необходим отдых и время, когда от него ничего не требуют. В зависимости от возраста, после каждых 30-60 минут занятий должен быть 10-15 минутный перерыв. Кроме того, не менее часа в день — законное «ничегонеделание»: абсолютно свободное время, которое ребенок тратит по своему усмотрению. В том числе и на компьютерные игры.
  • Атмосфера уюта и комфорта
    Избегайте упреков и критики в адрес школьника за отсутствие старания, не сравнивайте его с другими детьми и не приводите пример собственного успеха и способностей — это отражается и на самооценке, и на мотивации.
  • Мы — команда
    Всегда будьте на стороне ребенка, выражайте свою безусловную любовь, поддерживайте, одобряйте, верьте в его возможности. Физическое и ментальное здоровье — безусловный приоритет в жизни любого человека.
Бесплатная психологическая поддержка доступна по круглосуточному телефону неотложной психологической помощи 051 (для городского) или 8 (495) 051 (для мобильного) Московской службы психологической помощи населению.

Поддержка семей с детьми оказывается в рамках нацпроекта «Семья».

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме