7 октября 2024 года
Эффективно учиться можно в любом возрасте, достаточно знать, как правильно это делать. Взрослому человеку сложно заставить себя учить что-то новое, особенно если он не понимает, как ему это пригодится в дальнейшем. Преподаватели Симуляционного центра рассказали, какие подходы они используют в обучении взрослых слушателей.
Большинство слушателей Симуляционного центра обучения навыкам профессионального ухода — это взрослые люди. Встречаются и ученики в «серебряном» возрасте. Тренеры по уходу на собственном опыте отработали полезные и простые правила, методики и инструменты эффективного обучения взрослых людей.
Психоэмоциональный комфорт
Взрослые слушатели боятся показаться смешными, задать не тот вопрос, не преуспеть в получении навыков, не угнаться за более молодыми одногруппниками. Поэтому очень важно создать максимально комфортную и дружелюбную среду.
«У нас учатся взрослые люди, занятые эмоционально и физически сложным трудом — ухаживают за пожилыми и маломобильными родственниками. Мы с ними беседуем, поддерживаем, создаем уютную и дружелюбную, доверительную атмосферу, показываем: мы вас понимаем, мы с вами „в одной лодке“», — рассказала старший тренер по уходу Екатерина Хрущева.
Специалисты отмечают, что важно обращать внимание и на состояние слушателя. Физическая или эмоциональная усталость не позволят полноценно воспринимать информацию и сконцентрироваться на занятии. Преподаватель Симуляционного центра Захар Доможиров рассказал, что перед началом занятий обязательно нужно провести «самопомогающие» практики: дыхательные упражнения, смешные истории, похвала самим себе. Все это позволяет настроиться на обучение и провести занятие с максимальной пользой.
Только позитивная мотивация
Самый успешный студент тот, который хочет учиться. Порой даже самые мелкие трудности могут отбить у взрослого человека желание постигать новое. Поэтому тренеры по уходу избегают не только строгих замечаний, но и выставления оценок как таковых.
«Оценки мы ставим только на экзамене. Кроме того, у нас есть негласное правило — не перебивать человека, когда он отвечает или на практике показывает свои знания. Если слушатель запутался, мы не давим на него, поддерживаем, обращаем внимание на правильно выполненные действия. Это позволяет человеку успокоиться и закончить мысль», — поделилась преподаватель Симуляционного центра Татьяна Филимонова.
Учимся играя
С позитивной точки зрения в Симуляционном центре подходят и к вопросам промежуточных аттестаций. Слушатели не просто не боятся грядущих «тестов», но и с радостью ждут их.
Игрофикация — превращение образовательного процесса в игру, помогает не только поднять мотивацию, но и повысить эффективность обучения. В Симуляционном центре для этих целей есть «Лавка полезных вещей», которая имитирует магазин с товарами для людей, нуждающихся в уходе. Слушатели курса «покупают» необходимые вещи: еду, напитки, абсорбирующее белье, уходовую косметику, одежду для человека с тем или иным заболеванием. Игровая форма позволяет в простой и понятной форме усвоить необходимые навыки — после первого занятия существенно сокращается количество ошибок в выборе предметов первой необходимости.
Пробуем все на себе
Важнейшая часть образовательного процесса в центре обучения уходу — симуляционные занятия. Это значит, что любые навыки оттачиваются на практике, в формате симуляции. Каждый слушатель примеряет на себя две роли: человека, нуждающегося в уходе, и помощника по уходу. Это позволяет задействовать сразу несколько видов памяти: двигательную, образную, эмоциональную и словесно-логическую. Это повышает шансы запомнить новое.
«Симуляционное обучение состоит по большей части из практики. Даже теорию можно дать в интерактивной форме, с вопросами и ответами, сравнениями и примерами. Мы призываем слушателей делиться примерами из своей работы, так они быстрее вовлекаются в учебный процесс. Это позволяет обучающимся уже на следующий день применять новые знания», — отметил преподаватель Симуляционного центра Евгений Бредихин.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы