11 декабря 2023 года
Качество жизни особого ребенка напрямую зависит от интенсивности его реабилитации. Современный подход к занятиям, индивидуальная программа, использование разных методик — все это помогает ребятам расширить границы своих возможностей. Специалисты столичной соцзащиты готовы оказать помощь и содействие каждой семье, где воспитываются дети с особенностями здоровья.
Каждый ребенок уникален, поэтому подход к реабилитации должен быть индивидуальным. То, что подходит одному, не сработает с другим. Зачастую для более эффективной помощи нужны не только классические, но и альтернативные методики работы с детьми с особенностями развития.
В особых семейных центрах Москвы помогают неговорящим ребятам выстраивать коммуникацию с окружающими. Жестовый язык, карточки Макатон и PECS или их комбинированное использование дают хороший результат при обучении ребёнка. Но если речь идёт о нарушениях моторики и опорно-двигательного аппарата, то задача специалиста многократно усложняется.
«Для детей с ментальными особенностями необходим индивидуальный подбор средств коммуникации. Специалисты особых семейных центров в процессе работы с неречевыми детьми используют и новые технологии, и альтернативные методы. Комплексный подход доказал свою эффективность: опытным путем обязательно находим методику, которая действительно помогает», — объясняет заместитель директора особого семейного центра «Дом Детей» Светлана Матей.
Для обучения таких ребят в особых семейных центрах начали использовать айтрекер — девайс, работа которого синхронизируется с компьютером и позволяет управлять элементами на мониторе с помощью взгляда. Взаимодействовать с устройством мальчики и девочки учатся через специальную программу, которая дает возможность провести диагностику и выявить потенциал воспитанника.
«Работа с ребёнком всегда нацелена на результат, но в случае с особым ребёнком — он не всегда быстрый и устойчивый. Использование девайса вдохновляюще воздействует и на специалиста, ведь он получает обратную связь от воспитанника, который ранее испытывал серьёзные затруднения в обучении», — делится учитель-дефектолог особого семейного центра «Дом Детей» Ольга Скакун.
Еще одно из ключевых направлений реабилитационных занятий с ребятами, имеющими особенности развития — это адаптивная физическая культура. Профильные специалисты столичных учреждений соцзащиты разрабатывают индивидуальные программы для каждого ребенка — в зависимости от его потребностей и возможностей.
Инструктор по физической культуре Центра содействия семейному воспитанию «Наш дом» Ольга Парамонова активно использует в своей работе с детьми различные тренажеры, в том числе необычные: беговел и динамический вертикализатор. Именно они позволили в буквальном смысле поставить на ноги Дашу, которая из-за сложного диагноза не могла ходить.
«Эти методики позволили научить ребенка удерживать тело в вертикальном положении. Она освоила перенос веса с одной ноги на другую. Процесс был нелегкий, но результат того стоил! Наша Даша начала ходить самостоятельно. Сейчас она воспитывается в любящей и заботливой семье», — рассказывает Ольга Парамонова.
А педагог-психолог Центра «Маяк» Татьяна Гранкина для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья активно использует арт-терапию. По ее словам, особенно эффективна эта методика для ребят, имеющих проблемы с коммуникацией: «С такими детьми не получается применять главный инструмент психолога — вербальное общение. А вот игры, занятия музыкой, живописью, аппликацией и новые сенсорные ощущения помогают разбудить эмоции. Изображая красками и песком страхи, а потом исправляя и делая их красивыми, мы снижаем тревожность».
Дети с особенностями здоровья остаются в фокусе внимания специалистов по реабилитации и после того, как нашли новую семью. Татьяна — приемная мама Виктора, мальчика с детским церебральным параличом. В два с половиной года он не говорил и даже не ползал, а сейчас — благодаря огромной комплексной работе, которую проделали родители, врачи, логопеды, тьюторы, реабилитологи и психологи, — ходит, учится в школе, и более того, занимается фехтованием.
Сделать процесс реабилитации еще эффективнее позволяет и тесное сотрудничество с общественными организациями и благотворительными фондами.
«Детям нужно внимание, а детям с ограниченными возможностями здоровья оно необходимо вдвойне. Активная, профессионально организованная реабилитационная работа — и есть проявление этого внимания. А если она проводится в интересной детям форме, то результат будет удивительным. Нам это известно не понаслышке. Ребята с ограниченными возможностями здоровья из центров содействия семейному воспитанию, которые занимаются в наших гончарной, художественно-сувенирной и швейной мастерских, несмотря на свои особенности, создают вполне конкурентоспособные, креативные вещи! В прошлом году мы развивали проект при грантовой поддержке программы „Москва — добрый город“, а уже в этом году у нас появилась возможность представить сувениры, сделанные руками ребят, на социальном маркетплейсе. Для молодых людей с инвалидностью это открывает принципиально новые возможности», — рассказывает директор Благотворительного фонда «Столица милосердия» Анна Деникина.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы