1 ноября 2023 года
Социальные координаторы в больницах помогают пациентам, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Одинокие люди старшего поколения, пациенты с инвалидностью или после операций, бездомные — все те, кто остался без внимания близких, особенно нуждаются в социальной поддержке.
Взаимодействие с родственниками — один из самых частых запросов, с которым работают соцкоординаторы в городской клинической больнице имени М.Е. Жадкевича. Специалисты связываются с близкими пациента, сообщают о его местонахождении, а после выписки помогают добраться домой. Часто приходится искать родственников, даже когда о них нет или совсем мало сведений.
Однажды скорая помощь привезла в больницу пожилую пациентку. В медицинской карте 96-летней женщины были контакты сына и внука, поэтому врачи не переживали о том, кто встретит москвичку в день выписки. Но когда позвонили сыну, то услышали странную реакцию. Стало ясно, что мужчина имеет когнитивные расстройства, и доверять ему уход за пожилой матерью небезопасно. Автоответчик на телефоне внука сообщал, что номера не существует. Социальные координаторы подняли все сопроводительные документы пациентки и нашли похожие номера, в которых отличалась только последняя цифра.
«Такое бывает, что в состоянии стресса пациенты часто ошибаются, называя медикам свои данные. Мы попробовали разные комбинации цифр и дозвонились до внука нашей пациентки, который уже начал ее разыскивать. После работы он пришел навестить бабушку и не нашел ее дома, очень волновался. Родственник сразу же приехал в больницу», — рассказывает старший социальный координатор Татьяна Макаренко.
В другом случае здоровьем пожилого москвича уже несколько дней никто из родственников не интересовался. Пациент был настолько слаб, что смог сказать социальным координаторам только имя своей дочери. Специалисты выяснили, что в квартире пенсионера действительно была зарегистрирована дочь, отыскали ее мобильный номер. Однако попытки дозвониться оказались тщетными, так как абонент был вне зоны доступа.
«Тогда написала дочери сообщение — представилась и описала ситуацию. В течение часа она ответила. Девушка рассказала, что отдыхала в горах, где не было мобильной связи. Дочь была благодарна, что мы ее нашли и сообщили о состоянии отца. Первым же рейсом она прилетела в Москву. Нам важно не упускать из вида каждую деталь, каждое слово пациента, ведь они могут повлиять на судьбу человека», — отмечает Татьяна Макаренко.
К общению с пациентами и их родственниками подключаются психологи социальной службы. Они помогают справиться с тяжелыми эмоциями, принять диагноз. Один пожилой москвич долгое время не обращался за медицинской помощью, пока его здоровье критически не ухудшилось.
«Мы понимали, что человек в подавленном настроении и лишен заботы близких. Его сын, единственный родной человек, постоянно был в командировках. Когда разговаривали с мужчиной, он не смотрел в глаза и часто отвлекался на посторонние звуки. Поинтересовались, как он видит, и дедушка рассказал, что различает только очертания и цвет. Он приноровился делать все на ощупь, вне дома ходил только по знакомым местам, в магазине верил на слово продавцам и покупал то, что ему дадут», — говорит специалист.
Пенсионер попросил соцкоординаторов связаться с сыном. Специалисты и психологи каждый день вели поддерживающие беседы с родственниками. Дедушка проникся доверием, повеселел.
«В итоге близкие согласились воспользоваться помощью социального работника на дому, и мы запустили процесс оформления услуги. Сын не смог остаться в стороне, прервал командировку и приехал забрать папу из больницы. Верим, что теперь бытовых проблем у семьи будет меньше, а внимания сына к отцу — больше», — делится Татьяна Макаренко.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы