29 мая 2023 года
Детям с ограниченными возможностями здоровья непросто запомнить алфавит или связать буквы в слоги. Специалисты особых семейных центров проводят занятия, где помогают ребятам осваивать необходимые для чтения навыки. Подробнее об этом рассказывает учитель-дефектолог особого семейного центра имени Г.И. Россолимо Алла Хобачева.
Чтение — сложный процесс. Чтобы его запустить у детей с ограниченными возможностями здоровья, требуется тщательная подготовка с учетом индивидуальных способностей ребенка.
Специалисты особого семейного центра имени Г.И. Россолимо разработали проект «По дороге к азбуке», который помогает детям с ограничениями здоровья сформировать и развить мышление и зрительное восприятие, запомнить образы букв, научиться соединять слоги в слова.
В центре проходят реабилитацию дети с расстройством аутистического спектра, синдромом Дауна. Процесс чтения доступен не каждому, но подготовительный этап на максимально возможном уровне проходят все. Специалисты подбирают упражнения индивидуально в зависимости от возможностей каждого ребенка. Но в тоже время уровень сложности должен позволять развиваться.
«Все дети разные и навыки, необходимые для чтения, осваивают каждый в своем ритме. Кому-то понадобится всего несколько месяцев, чтобы перейти к следующему этапу, а кому-то — год. Безусловно, не все будут читать, но основные умения для этого процесса они получат», — рассказывает автор проекта Алла Хобачева.
На первом этапе проекта специалисты работают с ребенком над восприятием цвета, формы и величины, предметных картинок, целого и частей. Это поможет визуально отличать одну букву от другой, гласные звуки красного цвета от синих согласных.
«На втором этапе все занятия направлены на запоминание образа букв. Лепим их из пластилина, обводим по пунктирным линиям, воссоздаем с помощью сыпучих материалов, складываем из паззлов», — поясняет специалист.
После того, как ребенок запомнил образы букв, начинается процесс по формированию и развитию слуховой, речевой и зрительной памяти, предметного словаря. Вместе со взрослыми дети произносят гласные звуки и слоги с опорой на символы, учатся составлять слова из двух повторяющихся открытых слогов (мама, папа, баба), показывают картинки, обозначающие это слово. Здесь важна слаженная работа узкопрофильных специалистов, работников групп и самих родителей.
6-летняя Света отказывалась изучать алфавит вместе с мамой. Женщина переживала, что не может помочь ребенку освоить буквы, и обратилась в особый семейный центр.
Специалисты включили девочку в проект «По дороге к азбуке». Света дошла до финального этапа, появился большой интерес к буквам и звукам. Ребенок уже освоил все гласные и без труда соотносит их с картинками. Свою любимую букву «А» она находит везде: во время экскурсии показывает на вывеске «Аптека», а сказка про Айболита и вовсе стала настольной книгой.
«У детей, участвующих в проекте, наблюдаются положительные результаты: выделяют цвета, обводят по контуру и запоминают зрительный образ букв, накладывают слоги на слова. Когда у ребенка что-то получается, он начинает еще больше верить в свои силы», — заключает Алла Хобачева.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы