18 апреля 2023 года
На занятиях театральных студий в столичных реабилитационных центрах люди с инвалидностью ставят спектакли, развивают ораторские навыки, артистизм, становятся увереннее в себе.
В Центре реабилитации и образования № 7 дети с ограниченными возможностями здоровья не только обучаются актерской игре, но и приобретают способность глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями художественного произведения. Работая в коллективе, учатся уважать чувства окружающих, избавляются от комплексов и страхов, становятся увереннее в себе.
В центре, кроме драматических произведений, ставятся музыкальные и иммерсивные спектакли, снимаются тематические фильмы и социальные ролики. Делать постановки позволяют возможности центра: светодиодные экраны, звуковое оборудование, декорации и костюмы.
Дети активно вовлекаются в подготовку к спектаклям. Младшие школьники начинают работу со знакомства с кукольным театром и театром теней. Ребята постарше, готовясь к выступлению, принимают участие во встречах литературной гостиной. Раскрыть творческий потенциал каждого ребенка помогают занятия в таких проектных мастерских, как студии мультипликации, озвучания, декорирования, вокальные и танцевальные отделения. Педагоги-психологи также проводят групповые тренинги, индивидуальные занятия и консультации.
В Реабилитационной школе-интернате № 32, где обучаются дети с заболеваниями крови, нарушениями эндокринной системы и онкологией в стадии ремиссии, уже пять лет работает театральная студия.
На занятиях педагоги рассказывают ребятам об истории театра, дают возможность проявить творческие способности, развить актерские, и ораторские навыки. Ребята пробуют себя в различных жанрах: пантомиме, художественной декламации, танце, песне, драматическом спектакле.
«Каждая театрализованная постановка в школе — большая совместная работа детей и педагогов. Также стараемся привлекать родителей не только как зрителей, но и в качестве актеров. Ребята и специалисты создают декорации своими руками. В марте этого года учащиеся старших классов подготовили для детей помладше спектакль по мотивам басен и русских народных сказок. Ставили театр теней, световое шоу, нестандартные творческие номера», — рассказывает Анастасия Симочук, педагог-организатор РШИ № 32.
Созданная в 2018 году Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра» театральная студия с первых дней объединяет всех интересными постановками с красочными декорациями. Участники изучают основы актерской профессии, выполняют упражнения для улучшения дикции и пластики, репетируют этюды и сцены. Занятия включают множество техник, в том числе дыхательную и пальчиковую гимнастику, сказкотерапию, ритмопластику, вокальные распевки и танцевальные разминки.
«Моя работа никогда не была связана с творчеством. В „Красной Пахре“ попробовала себя в нескольких ролях и получила огромное удовольствие, сцена и общение с единомышленниками оздоравливают меня. Стихи, тексты, отрывки из пьес — сразу заметила, как улучшилась память, стала меньше бояться публичных выступлений. Смогла раскрепоститься и стать уверенней в себе», — делится своими впечатлениями 63-летняя Любовь Ивановна.
Грим, новые непривычные движения, костюмы позволяют перевоплотиться в героя, прожить разные жизненные ситуации, испытать новые эмоции и чувства.
«В практике театральной студии бывают случаи, когда заикающиеся участники на сцене четко, без запинок произносят и отыгрывают партию, потому что искренне вживаются в роль. А обычно скромные молчаливые люди блестяще справляются с несвойственными им образами заводных, веселых персонажей», — комментирует Алла Бугаева, специалист ЦРИ «Красная Пахра».
В Научно-практическом реабилитационном центре большое внимание уделяется социокультурной реабилитации. Применение творческого потенциала не ограничивается ролями на сцене. Здесь важна работа каждого: адаптация сценария, создание декораций, подбор музыки и костюмов.
«Подобные мероприятия — это не только приятное времяпрепровождение и досуг. На самом деле они выполняют очень важную функцию интеграции в общество через творчество», — говорит Галина Волкова, социальный педагог НПРЦ.
В Реабилитационно-образовательном центре № 76 с 2014 года работает театральная студия «Галерка», которая выпускает несколько постановок каждый сезон. Самыми заметными стали «Пигмалион», «Тигр на улице», «Цирк Шардам». Ежегодно коллектив занимает призовые места в городских и межрегиональных конкурсах и фестивалях.
«Перевоплощаясь в героев спектакля, ребята учатся понимать себя и свои чувства, доносить их до окружающих. В театральной студии дети могут осуществить мечты. Проживая разные роли и вникая в чувства персонажей, становятся более гибкими и понимающими», — рассказывает Надежда Саликова, руководитель театральной студии «Галерка».
В Реабилитационно-образовательном центре № 105 дети всех возрастов с ментальными особенностями представляют театральные сценки и спектакли, поставленные на материале как прозы, так и поэзии. Ребята выступают на сцене центра и выезжают на мероприятия, посещают геронтологические центры, исполняя для людей старшего поколения песни, танцы и стихи.
«Даже плохо говорящие дети справляются с ролями. Жесты, мимика, движения героев в мизансценах способствуют развитию внимания, сосредоточенности и пластичности. Кроме того, театр знакомит с различными историческими эпохами», — отмечает Светлана Скубакова, учитель музыки РОЦ № 105.
Справочно
В системе соцзащиты города Москвы 8 реабилитационно-образовательных и 10 реабилитационных центров, в которых дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Подробнее о работе каждого центра можно узнать на сайте Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы