10 апреля 2023 года
В первую очередь они помогают одиноким пожилым москвичам, людям с ограниченными возможностями здоровья, пациентам после тяжелых операций, бездомным — всем тем, кто нуждается в профессиональном уходе.
В 2021 году заработал проект «Социальная помощь в больницах». За полтора года его реализации удалось помочь почти 76 тысячам человек. Более 30 тысяч человек воспользовались социальными услугами в столичных учреждениях здравоохранения: около 10 тысяч пациентов получили консультации по организации социальной помощи, одной тысяче граждан обеспечили социальное обслуживание на дому, около 200 человек разместили в социальных стационарах. Психологическую помощь оказали более чем 43 тысячам человек.
Социальные координаторы столичных больниц вспомнили случаи, как им удалось прийти на помощь пациентам.
Роман Могильниченко, старший социальный координатор НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифосовского:
«Мария Сергеевна (имя изменено) поступила по скорой помощи в приемное отделение с переломом ноги. Врачи обследовали пенсионерку и наложили гипс, в госпитализации необходимости не было. Бабушка была очень робкой и стеснительной, переживала, что своей „незначительной“ проблемой отвлекает всех от более важных дел. После того как медицинские процедуры были завершены, с пациенткой пообщался социальный координатор. Выяснилось, что Мария Сергеевна уже давно живет одна. Помощников дома у женщины нет. А поскольку с гипсом на ноге любой человек ограничен в передвижении и возможности самообслуживания, стало понятно, что Мария Сергеевна нуждается в уходе и помощи. Социальные координаторы связались с ответственными социальными службами по месту жительства и оперативно организовали предоставление женщине социальной помощи на дому до самого выздоровления».
Татьяна Андрюкова, старший социальный координатор городской клинической больницы № 13:
«Социальные координаторы получили запрос от врача найти родственников пациента, который поступил без документов. Он находился в травматологическом отделении и был не в состоянии разговаривать.
Социальный координатор направил необходимые запросы и выяснил, что Виктор Семенович (имя изменено) — одинокий пожилой человек, ветеран труда. Когда он пришел в себя, сообщил социальным координаторам, что его паспорт, а вместе с ним и сберкнижка, о сохранности которой Виктор Семенович очень волновался, остались в комнате общежития. Волнение пожилого человека было обоснованным: на книжке лежали все имеющиеся у мужчины накопления. Нам удалось выйти на управляющую компанию и с их помощью найти старшего администратора общежития, собственника помещения и участкового полицейского.
К ситуации подключились и соцработники центра социального обслуживания. Все закончилось благополучно: паспорт и сберегательную книжку нашли и передали пациенту. Мужчина был приятно удивлен, что о нем так заботятся, и остался благодарен сотрудникам социальной службы».
Марина Пугач, старший социальный координатор городской клинической больницы № 23 имени И.В. Давыдовского:
«Виктория Павловна (имя изменено), инвалид второй группы, поступила из поликлиники в пульмонологическое отделение по скорой помощи. Ее состояние было крайне тревожным. Лечащий врач обратился к социальным координаторам с запросом найти родственников.
Социальный координатор, поговорив с пациенткой, выяснила, что родных у Виктории Павловны нет, с соседями совсем не общается. Но у женщины есть социальный работник, с которым она не могла связаться — ее телефон сломался, а наизусть номер помощницы она не помнила.
Виктория Павловна очень переживала и нервничала, что оказалась в больнице, а ее помощник — социальный работник не в курсе, ведь все произошло неожиданно и быстро. Для снятия тревожности подключился психолог из нашей команды.
Поскольку социальная служба Москвы — это единый, хорошо построенный и отлаженный механизм, социальному координатору не составило труда самостоятельно найти номер телефона коллеги, сообщить о месте нахождения Виктории Павловны и передать всю информацию.
Социальный работник в этот же день навестила Викторию Павловну, привезла вещи, средства личной гигиены и товары первой необходимости. Женщина продолжила лечение в стационаре, и никаких тревог и переживаний уже не было, ведь она была окружена заботой и своего социального работника, и социальных координаторов».
Ольга Никитина, старший социальный координатор городской клинической больницы № 31:
«Антон Николаевич (имя изменено) после инсульта не мог говорить, самостоятельно принимать пищу и передвигаться. Ему требовалось длительное восстановление и уход. Лечащий врач давал благоприятные прогнозы. Но за время госпитализации никто из родственников не интересовался состоянием здоровья пациента.
Социальные координаторы начали поиски родных. Для этого у нас существуют разные методы, в том числе мы используем социальные сети, через которые отозвался брат пациента Евгений Николаевич (имя изменено). Он рассказал, что Антон Николаевич приехал из Молдавии в российскую столицу на заработки, избегал общения с родными, замкнулся в себе, а три месяца назад совсем исчез. Родственники пытались своими силами через родных и знакомых восстановить контакт, но все оказалось тщетным. Евгений Николаевич был счастлив найти брата и помочь ему.
При встрече Антон Николаевич не смог сдержать слез радости. Стала заботиться о нем и племянница, которая жила в Подмосковье. После выписки Антона Николаевича она забрала его к себе на все время восстановления».
Антонина Храмцова, старший социальный координатор городской клинической больницы имени С.П. Боткина:
«Ольга Михайловна (имя изменено) прошла курс медицинского лечения и через пару дней выписывалась из больницы, в которой она оказалась после инсульта. Однако полностью восстановиться ей не удалось, требовалась поддержка и помощь. Ольга Михайловна живет вместе с мужем, который тоже восстанавливается после недавно пережитого инсульта и сам нуждается в помощи.
Социальный координатор узнал, что у Ольги Михайловны и ее супруга есть социальный работник, который помогает семье. Но женщина старалась максимально самостоятельно заботиться о себе и муже, социального работника о помощи просила редко.
Стало понятно, что индивидуальную программу предоставления социальных услуг семьи нужно пересматривать — многое из того, в чем раньше супруги не нуждались, теперь стало жизненной необходимостью. Усугубилась ситуация, когда супруг Ольги Михайловны начал переживать, что не справится с уходом за женой. Он отказался забрать супругу из больницы, нервничал и замкнулся.
Психологи, которые работают с нами в команде, подключились к разрешению этой непростой ситуации, взяли на себя общение с супругом Ольги Михайловны, а социальные координаторы помогли оформить документы для новой программы предоставления услуг на дому.
В день выписки социальный координатор и социальный работник семьи организовали транспортировку Ольги Михайловны домой. Ее супругу рассказали, как правильно присматривать за ней и помогать. Ситуация была окончательно разрешена, когда Ольга Михайловна оказалась дома.
Благодаря поддержке супруга, помощи и заботе социальной службы Ольга Михайловна быстро пошла на поправку, начала ходить, сама себя обслуживает».
О службе социальных координаторов
Служба социальных координаторов заработала в московских медицинских учреждениях в 2021 году. Ее специалисты оказывают немедицинскую помощь с момента госпитализации до оказания необходимых социальных услуг после выписки из стационара. В первую очередь социальные координаторы помогают одиноким пожилым москвичам, людям с ограниченными возможностями здоровья, пациентам после тяжелых операций, бездомным — всем тем, кто нуждается в профессиональном уходе. Социальную помощь могут получить все, кому она необходима.
Для обращения к координаторам не требуется подавать заявления — они сами выявляют запрос пациентов и приходят к ним на помощь. Сотрудники социальных служб узнают о том, что человек нуждается в помощи, или от самого пациента, или от врачей. Далее координаторы устанавливают, какие у него ограничения в самообслуживании, и определяют, какую помощь нужно оказать. Благодаря взаимодействию со столичными социальными службами удается подобрать адресную поддержку в каждом конкретном случае — вплоть до направления пациента после выписки в стационарное учреждение соцзащиты, если он нуждается в профессиональном уходе.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы