6 марта 2023 года
В программы комплексной реабилитации, которые учреждения соцзащиты индивидуально выстраивают для москвичей с инвалидностью, включена психологическая разгрузка, одним из методов которой является арт-терапия.
Этот метод включает в себя большой спектр возможностей реабилитации через творчество: терапию посредством музыки, танцев, живописи, игры.
Особенность арт-терапии в её универсальности, она применяется при многих особенностях здоровья. Творческая активность — это особый ресурс для развивающейся психики ребенка. Дети становятся готовыми к познанию нового, открытыми к взаимодействию, меньше устают и усваивают большие объемы информации.
Например, в Реабилитационной школе-интернате № 32 на занятиях ребята совместно с педагогом могут реализовать только что придуманный сюжет игры, потом изобразить свои ощущения на рисунке, в движениях или в самостоятельно созданном рассказе. Во время таких занятий ассоциативно связываются разные системы: двигательные, зрительные, слуховые, мыслительные, эмоционально-образные и многие другие. Так, дети усваивают информацию в игровой и творческой форме и не только не перегружаются, но и отдыхают от накопившейся за учебное время усталости.
Педагог — психолог РШИ № 32 Лариса Шелест: «Воображение — основа любого новаторства. В науке, искусстве, да и в обыденной жизни новое начинается с творческого позволения — вообразить. Иногда делаю опрос детей разного возраста, какие занятия им больше всего понравились и чем. Большинству детей младшего и среднего звена запоминаются нестандартные, творческие условия для игры, где они придумывают правила, создают своё».
Рисование и занятия живописью, декоративно-прикладным творчеством являются неотъемлемой частью социокультурной реабилитации и входит в программы арт-терапии в Центре образования и реабилитации № 7. На занятиях каждый ребенок находит свою технику, пробует что-то новое, создает настоящие произведения искусства.
«Рисование разными материалами вместо кисти: воздушным шаром, нитками, пупырчатой пленкой, коктейльными трубочками, мыльными пузырями, позволяет разнообразить занятия и привлечь к изучению новых техник», — комментирует учитель изобразительного искусства ЦРО № 7 Елена Прокоп.
Арт-терапия помогает успешно преодолевать трудности в общении, снимает тревожность, способствует повышению самооценки и развитию внимания.
«Создавая рисунок или поделку, ребенок познает окружающий мир, учится использовать предметы, видеть и замечать цвет, форму, величину, текстуру и другие свойства, расширяет чувственный и сенсорный опыт», — рассказывает о методе Баира Зодбаева, педагог-психолог Реабилитационно-образовательного центра № 105.
Логопед Реабилитационно-образовательного центра № 76 Елена Зверкова на своих занятиях использует театр теней. Дети работают с текстом, одновременно занимаются выразительным чтением и управлением фигурками. Некоторых ребят идея теневого театра так «зацепила», что они дома создают свои фигурки и ставят спектакли для родных и близких.
Еще одно направление арт-терапии — песочная. Педагог-психолог Комплексного реабилитационно-образовательного центра Оксана Кочерга старалась помочь девочке-подростку при помощи живописи выразить свои чувства. Но только сменив бумажные живописные картины на рисование песком, удалось преодолеть психологический барьер.
«За время работы научилась читать мысли и чувства ребенка, наблюдая за его руками, рисующими песком. Один символ, образ иногда может выразить больше, чем сотня слов, — делится Оксана. — Арт-терапия творит чудеса! Нужно просто умело и вовремя ею воспользоваться».
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы