7 февраля 2023 года
Людям с ограниченными возможностями здоровья крайне важно чувствовать и вести себя безопасно в городской среде. Подробнее о том, как проходят занятия с детьми на тему безопасности на дороге, рассказывает воспитатель особого семейного центра «Роза ветров» Анжелика Новикова.
Для обучения детей правилам дорожного движения специалисты особых семейных центров применяют различные форматы занятий, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей.
«На занятиях воспитатели формируют и развивают у ребят навыки, необходимые для того, чтобы они могли самостоятельно ориентироваться в городе. Это умение вовремя замечать опасные места, приближение транспорта, знать сигналы светофора и других дорожных символов и знаков, понимать особенности самого транспорта — он не может остановиться резко и быстро», — отмечает Анжелика Новикова.
Все занятия проходят в игровой форме. В группах специалисты предлагают ребятам сюжетно-ролевые игры с использованием макетов городского ландшафта, игрушками, конструктором и другими обучающими материалами.
«Дети очень любят конструирование. Они строят макеты города из простых деталей: человечков, домов, дорог, машинок. Это очень помогает, так как визуально ребята лучше воспринимают информацию, получают представление о правилах поведения на дорогах», — рассказывает воспитатель.
Узнать новое и закрепить полученные знания особым детям помогают сказкотерапия и постановки тематических спектаклей. Один из них — «Путешествие ёжика по городу». На столе располагается плоскостное панно с предметами, обозначающими проезжую часть, тротуар, улицы города. Воспитатель читает сказку, а дети помогают мягкой игрушке соблюдать правила дорожного движения, чтобы безопасно добраться до нужного места.
Еще один эффективный инструмент для формирования дорожной грамотности — песочница. В группе занятия проходят за световым песочным столом. Здесь дети могут нарисовать дороги, построить мосты, поставить здания из конструктора или игрушек, добавить дорожные знаки, управлять человечками или машинами, соблюдая правила.
Дети вместе с педагогами также слушают стихотворения, смотрят передачи и мультфильмы. Одно из самых любимых произведений — «Дядя Степа» Сергея Михалкова. Взрослые беседуют с детьми о содержании и сюжете, отвечают на вопросы.
Кроме того, в центре регулярно проходят занятия, на которых дети рисуют и мастерят поделки на тему безопасного поведения на дорогах. Например, изготовление аппликации «Светофор» позволяет закрепить знания о сигналах и цветах, лепка пешеходной «зебры» — правила перехода через проезжую часть.
В хорошую погоду дети осваивают дорожную грамотность на улице. Дорожки вокруг центра используются как проезжая часть: на них есть нарисованные разметка, пешеходный переход, разделительная полоса, а также игрушечные дорожные знаки. Это позволяет ребятам упражняться в соблюдении ПДД во время прогулки. Дети-пешеходы гуляют по тротуару, пользуются пешеходными переходами, а те, кто может использовать велосипед или самокат, катаются на своем транспорте, ориентируясь на правостороннее движение.
Вместе с воспитателями ребята ходят в парк, чтобы на практике познакомиться с реальной дорожной обстановкой. Взрослые рассказывают детям о важности светоотражающих элементов на одежде и аксессуарах. Такие занятия проходят в формате экскурсии. Они помогают научиться ориентироваться в городе, получить навык использования полученных знаний, а также сформировать ответственное отношение к тому, как себя вести на улицах.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: им. Г.И. Россолимо, «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом Детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы