Чтобы достичь карьерного успеха, недостаточно быть просто профессионалом своего дела. Важнейшее качество, которое создаёт первое впечатление о вас, — умение вести переговоры.

Первый этап поиска работы, на котором уже пригождаются переговорные навыки, — телефонное интервью с рекрутёром. Затем — собеседование.

От того, насколько корректны вы будете в личном общении, сможете ли расположить к себе собеседников и чётко, в рамках деловой этики, заявить о своих пожеланиях, зависит, захотят ли рекрутёр или работодатель видеть вас в качестве сотрудника.

Ирония в том, что когда нам больше всего нужно быть собранными и спокойными, нервы подводят. Паника, страх, волнение, усиленное сердцебиение — какая уж тут уверенность в себе?

На помощь приходят психологи центра «Моя карьера». Вот несколько советов, которые позволят внутренне подготовиться к собеседованию и общению с работодателем и сохранить чувство эмоционального равновесия даже в сложных ситуациях.

1. Подготовка

Накануне важной встречи в спокойной обстановке обдумайте, какие вопросы вам могут задать на собеседовании, и свои ответы на них. Если так проще — запишите их, но ни в коем случае не пытайтесь зачитывать ответы «по конспектам» во время беседы.

Сделайте все, что обычно помогает вам почувствовать себя комфортнее и увереннее: послушайте любимую музыку, наденьте «счастливую» рубашку или просто улыбнитесь себе в зеркале. Смысл этих «ритуалов» в том, чтобы помочь успокоиться и сконцентрироваться на важном, отсеять негативные эмоции.

Продумайте и заранее подготовьте одежду и аксессуары. Ознакомьтесь с маршрутом, рассчитайте время в пути и выходите заранее, чтобы прийти за 10-15 минут до назначенного времени. Помните: «Точность — вежливость королей».

2. Первое впечатление

Лучшими друзьями на собеседовании будут умеренность и соблюдение баланса. Это касается и внешнего вида, и манеры поведения.

Стиль одежды для первой встречи лучше выбрать деловой. Даже если в компании нет строгого дресскода, важно транслировать своим внешним видом информацию о себе как о специалисте. Будьте умеренны в аксессуарах. Образ должен свидетельствовать об аккуратности, профессионализме, уравновешенности. Одежда не должна перетягивать внимание на себя.

В общении будьте дружелюбны, но сохраняйте дистанцию. Говорите спокойно и внятно, не повышайте голос, но и не делайте так, чтобы собеседнику приходилось прислушиваться и переспрашивать.

Проявляйте внимательность, заинтересованность и готовность взглянуть на тему с точки зрения собеседника. Не переходите на личности, ни о ком не говорите плохо. Особенно это касается вопросов о бывших работодателях и коллегах.

В сложных моментах, например, когда не можете прийти к согласию с собеседником, не проявляйте агрессию. Важно не допустить конфликта и обойти острые углы. Если собеседник ведёт себя, на ваш взгляд, некорректно и позволяет себе резкие реплики, игнорируйте их. Сами тоже не предъявляйте требований в ультимативной форме.

Если только вас не просят проиллюстрировать профессиональные качества случаем из жизни, не выдавайте лишнюю информацию о себе. Собеседование — это не встреча с друзьями, а профессиональный диалог с потенциальным работодателем, которого прежде всего интересует, подходите ли вы компании как специалист.

3. Ваши требования и финансовые ожидания

Ваши запросы относительно материальных и нематериальных условий работы воспримут серьёзно, если приведете аргументы, покажете свою ценность. Хотите зарплату чуть выше указанной? Убедите, что вы ее достойны, потому что обладаете компетенциями, которые выходят за рамки функционала вакансии. Почему компании выгодно вас нанять?

Чтобы не показаться собеседникам слишком «жадным» в своих требованиях, ознакомьтесь со средним по рынку уровнем зарплаты в этой сфере. Придерживайтесь этой суммы.

Зачастую этот момент вызывает чувство неловкости. Многие не знают, как подступиться к вопросу, боятся показать завышенные ожидания или наоборот «продешевить», либо вообще считают инициирование разговоров о финансах дурным тоном. Так не должно быть. Хороший работодатель заинтересован в том, чтобы его сотрудники чувствовали, что им платят по справедливости. Если человеку (по его ощущениям) недоплачивают, то надолго он в компании не задержится. С другой стороны, слишком высокий доход может вылиться в психологическую перегрузку, потому что с работника в итоге начнут спрашивать гораздо больше функционала, на который он рассчитывал.

Именно поэтому вопросы о финансовых ожиданиях важно прояснить на этапе собеседований.

4. Ваш собеседник — живой человек

Паника и страх — худшие враги на собеседовании. С ними можно справиться при помощи специальных техник. Есть универсальные — например, дыхательные упражнения. Список работающих техник индивидуален. Помните: беседуете ли вы непосредственно с работодателем или с рекрутёром, это — живой человек. А значит, с ним работают те же принципы эффективной коммуникации, что и со всеми остальными.

Один из самых главных из них — поддерживайте беседу. Будьте проактивны: не только отвечайте на вопросы, но и сами генерируйте темы, задавайте уточняющие вопросы. Старайтесь ставить себя на место собеседника и понимать, чего именно он от вас хочет.

5. Сложные вопросы

При подготовке к собеседованию следует обратить внимание на два типа вопросов, которые прозвучат с вероятностью 90%. Это — трудные вопросы и вопросы «с двойным дном».

Универсальный совет, который дают психологи всего мира — не лгите. Стараясь вежливо ответить на сложный вопрос в ущерб честности, вы можете случайно расставить ловушки самому себе.

Каверзные вопросы или вопросы «с двойным дном» выглядят вполне безобидно, но их цель — выведать не ту информацию, ради которой они, казалось бы, задаются.

Например, в контексте вас могут спросить, какие ещё вакансии вы рассматриваете и были ли предложения. Фактически это может быть вопрос о размахе ваших ожиданий и о том, насколько вы востребованный специалист.

Бояться таких вопросов не следует. Нужно спокойно оставаться в рамках стратегии, которую вы для себя обозначили. Если вопрос не совсем понятный, уточните, что именно подразумевает собеседник.

Собеседование, особенно если речь идёт о работе мечты, — безусловно, волнующий опыт. Это выбивает из привычной колеи. Но всё приходит с практикой. Чем чаще вы общаетесь с рекрутёрами и работодателями, тем спокойнее и увереннее себя чувствуете, тем легче распознаёте их уловки и чётче формулируете свои мысли. Поэтому не отказывайтесь от возможности попрактиковаться, даже если вам кажется, что вакансия, на которую приглашают, не вполне подходящая.

В статье использованы советы Мартина Лунендонка, CEO компании Cleverism.

Ближайшие тренинги центра «Моя карьера», на которых вы можете отработать навыки переговоров с работодателем:

28 августа. 14:00-17:00. Эффективная самопрезентация.

Регистрация на мероприятие

9 сентября. 10:00-13:00. Как успешно пройти собеседование

Регистрация на мероприятие

11 сентября. 10:00-13:00. Собеседование с работодателем. Практикум

Регистрация на мероприятие


С полным расписанием тренингов Вы можете ознакомиться в разделе афиша на сайте центра «Моя карьера».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы