9 сентября 2022 года
Известие об онкологическом диагнозе, как бы ни готовился к нему пациент, зачастую вызывает растерянность, подавленность, тревогу и беспокойство. Со шквалом эмоций и мыслей справиться одному бывает очень трудно. В таких ситуациях москвичам помогают специалисты столичной службы психологической помощи. Обратиться к ним могут не только люди с онкологическим заболеванием, но также их родственники, врачи и медперсонал.
Психологи проводят консультации в столичных центрах амбулаторной онкологической помощи. В одном из них, на базе Боткинской больницы, работает специалист Московской службы психологической помощи Светлана Михеева. В пилотном проекте по психологическому сопровождению пациентов с онкозаболеваниями и их родственников она участвует с момента его запуска в конце 2021 года.
«Пациенты к нам попадают в большинстве случаев по рекомендации врачей-онкологов. Но если, скажем, сотрудники больницы видят, что человеку требуется поддержка, они тоже могут рекомендовать ему пройти в кабинет психолога», — рассказала специалист.
Впервые столкнувшись с онкологическим диагнозом, люди оказываются в острой кризисной ситуации, поэтому основная задача на первых этапах поддержки — стабилизация эмоционального состояния пациента. Страх и тревога преследуют и тех, кто с болезнью борется давно: они испытывают ощущение беспомощности перед лицом сложившейся ситуации.
Основной запрос родственников пациентов связан с боязнью не справиться со своими эмоциями. Они хотят помочь близким, но не знают, как говорить о болезни и произошедших изменениях в жизни семьи, как строить отношения в дальнейшем. Специалисты помогают разобраться в этом.
В работе с врачами и медперсоналом главная задача психологов — помочь избежать профессионального выгорания. Это позволяет восстановить и поддерживать ресурсное состояние, что очень важно в их ответственном труде.
«Мы используем сами и рекомендуем пациентам пользоваться ресурсными техниками, заниматься арт-терапией. С человеком, который к нам обращается, стараемся найти новые смыслы в жизни, внутренние опоры. Работаем с мышлением, выводим его из негативного фокуса внимания. Учим пациента помогать самому себе, в том числе, с помощью медитативных практик, работаем над улучшением настроения и нормализацией сна, возвращением более позитивного настроя и чувства уверенности в завтрашнем дне», — отметила психолог.
Иногда человеку достаточно одной или нескольких встреч, но возможна и долгосрочная терапия. Так, к Светлане Михеевой обратился шестидесятилетний мужчина — пациент онкологической больницы с жалобами на трудности в семье. На первой встрече психолог его выслушала, задала уточняющие вопросы, обсудила возможные варианты поведения. Потом он еще дважды обращался к специалисту. В результате мужчина успокоился и увидел другие пути решения проблем.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы