8 августа 2022 года
Общение с питомцами уменьшает у детей уровень тревоги, беспокойства и стресса, дарит дополнительный источник радости, а также благотворно влияет на нервную систему и повышает иммунитет. Питомцы помогают развить доверие к окружающим и улучшить навыки общения. Подробнее о реабилитации своих подопечных с помощью животных рассказывают специалисты столичных учреждений соцзащиты.
Метод лечения и реабилитации с использованием специально отобранных и обученных собак называется канистерапия. Важное значение она имеет для детей с особенностями развития. Когда ребенок общается с собакой, у него повышается настроение и появляется желание преодолевать трудности. Зачастую у детей с ограниченными возможностями здоровья ослаблены кисти рук, нарушена координация движений. Ребенку с ментальными нарушениями порой сложно взаимодействовать с окружающим миром. Общение с пушистыми друзьями ставится мотивацией для того, чтобы двигаться, ходить, гладить животное, концентрировать внимание на нем.
Дети в общении с собакой испытывают огромный спектр новых для себя эмоций. На первом занятии происходит знакомство, когда ребенок находится рядом с животным и изучает его, наблюдает за ним. Далее канистерапевт стимулирует детей прикоснуться к собаке, например, берет руку и гладит спину, нос, уши животного. Когда общение становится стабильным, ребенок пробует кормить и водить на поводке собаку.
«Многим ребятам в центре помогло общение с животными. Например, у 11-летнего Саши с ДЦП улучшилась координация движений. На первом занятии он познакомился с собакой. С помощью специалиста смог погулять с животным, держа за поводок. Мальчика очень радует такое общение. Сейчас первым делом Саша приходит на занятия и спрашивает: „Когда мы будем играть с Пегасом?“ Так происходит физическая и социальная реабилитация. Главное здесь — понять, что нужно каждому ребенку и как это сделать при помощи собаки», — рассказывает педагог-дефектолог особого семейного центра «Роза ветров» Татьяна Ионкина.
В развитии речи детей полезны упражнения по дрессировке животных. Если ребенок хочет позвать собаку или дать команду, то приходится не только жестикулировать, но и говорить. Вместе с тем для реабилитации в особых семейных центрах используют тактильное общение — дети трогают, кормят, расчесывают животных. Так развивается сенсорное восприятие.
В работе с детьми с расстройствами аутистического спектра собака — большой стимул для привлечения внимания. Ребята с таким диагнозом зачастую не смотрят на собеседника, не задерживают взгляд на определенном предмете. За животным многие следят интуитивно. Постепенно привыкая, ребенок уменьшает дистанцию и начинает общаться с собакой.
Издавна лошади были главными помощниками в хозяйстве человека, а сейчас иппотерапия — один из самых эффективных методов для реабилитации детей и взрослых. В Центре реабилитации и образования № 7 (ЦРО № 7) общение с лошадьми — одна из самых любимых процедур у воспитанников. Занятия проводят сертифицированные инструкторы-иппотерапевты.
«В первую очередь иппотерапия показана детям с ментальными нарушениями, ДЦП и при малоподвижном образе жизни. Когда человек сидит верхом на лошади, в движение приходят практически все мышцы, которые не задействованы в повседневной жизни. Мышцы лошади не только передают колебания человеку, но и массируют его. Температура тела лошади выше, чем у человека, поэтому получается «массаж с подогревом», — рассказывает Ирина Каткова, инструктор-иппотерапевт ЦРО № 7.
Верхом на лошади воспитанник может петь, играть, общаться с педагогом-инструктором и с животным. Разнообразие движений и ощущений, которые получает всадник, не может быть восполнено никакими другими известными способами. А еще все лошадки центра участвуют в спектаклях, флешмобах и фестивалях как полноправные артисты.
Также в ЦРО № 7 и в Реабилитационной школе-интернате № 32 (РШИ № 32) используется бабочкотерапия. Бабочки садятся на ладошки детей, на волосы, на одежду — это вызывает большой восторг у ребят. Созерцание этих большекрылых насекомых обладает оздоровительным эффектом. Учеными доказано, что получаемые во время занятия яркие эмоции улучшают самочувствие — бабочки способны отвлечь от негативных мыслей и снять стресс.
В процессе дети не только наблюдают за красотой насекомых под расслабляющую музыку, но и учатся за ними ухаживать под руководством педагогов: опрыскивают их водой из пульверизатора, чтобы крылышки оставались влажным, кормят дольками апельсина и другими фруктами, а также угощают сладким медовым сиропом. Дети изучают жизненный цикл бабочек, учатся создавать и поддерживать благоприятные условия для развития куколок.
«Какие же бабочки удивительные насекомые! Сложно поверить, что совсем недавно это была ничем не примечательная гусеница, а теперь превратилась в крылатую красавицу», — делится Мария Филатова, ученица РШИ № 32.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом Детей» и Центр им. Г.И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Для детей с особенностями здоровья в Москве работают 8 реабилитационно-образовательных центров, где они могут учиться, проходя при этом непрерывную реабилитацию. Чтобы зачислить ребенка в Центр реабилитации и образования № 7, необходимо обратиться в территориальный центр соцобслуживания по месту жительства. Чтобы зачислить ребенка в Реабилитационную школу-интернат № 32, нужно обратиться напрямую в учреждение.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы