Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Специалисты особых семейных центров развивают мелкую моторику у детей

19 июля 2022 года

Специалисты особых семейных центров развивают мелкую моторику у детей

Более 3,5 тысячи занятий по развитию мелкой моторики провели специалисты особых семейных центров с начала года. У детей с особенностями развития часто встречается ослабление мышц рук, и это затрудняет приобретение навыков самообслуживания. Педагог-дефектолог особого семейного центра «Роза ветров» Полина Наумкина уверена, что помочь ребенку в развитии мелкой моторики можно через творчество.

Развивать и тренировать моторику пальцев рук у младенца можно уже с 6-месячного возраста. Начать можно с поглаживания ладоней ребенка, сгибания и разгибания пальчиков. Важно делать это ежедневно хотя бы по несколько минут. После 3 лет можно использовать упражнения с бумагой.

Детям с ментальными нарушениями сложно проводить достаточно четкие и прямые линии при срисовывании геометрических фигур, вырезать по контуру различные фигуры из бумаги. Специалисты центра в таких случаях используют метод «рука в руке». Его суть в совместных действиях наставника и ребенка. Рука взрослого подводится под руку ребенка, и он может «наблюдать руками» за движениями взрослого, а может и убрать свою кисть, если устал или боится. Когда ребенок уже способен выполнить часть действий сам, помощь наставника уменьшается.

Занятия с 6-летним Ваней всегда начинаются с пальчиковой гимнастики, чтобы подготовить руки к предстоящей работе. Для овладения ножницами ребенок с помощью специалиста вырезал фигурки по трафарету. Постепенно задачу усложняли, уменьшая их размер. Со временем мальчик стал выполнять задания самостоятельно, но под руководством взрослого.

«С Ваней мы делаем аппликации, используя при этом и пальчиковую гимнастику. Развиваем координацию кистей рук и глазомер. Также активно занимаемся лепкой, развивая мышцы пальчиков и пространственное мышление», — рассказывает Полина Наумкина.

Специалисты используют различные методики и инструменты для развития мелкой моторики у детей: массажеры, тренажеры, пальчиковую гимнастику, рисование, аппликацию, лепку, мозаику. Одно из самых востребованных пособий выполнено в виде книги с несколькими страницами—вкладками, каждая из которых позволяет разработать навык обращения с наиболее распространенными предметами быта: замок-молния, пуговицы, заклепки, шнуровка, пряжка ремня. Занимаясь с таким тренажером, ребенок в процессе реабилитации не только развивает мелкую моторику, но и привыкает самостоятельно выполнять действия, необходимые в быту. Каждый метод подбирается индивидуально, исходя из уровня развития ребенка.

«Утром у нас с ребятами всегда проходит групповое занятие, но большая часть работы проводится индивидуально. С дошкольниками занятия всегда проводим в первой половине дня — это более продуктивное время, когда ребятам легче сосредоточиться», — отмечает педагог-дефектолог.

Начинать развитие мелкой моторики можно с самого раннего возраста. Уже в 7-8 месяцев ребенку можно давать пересыпать или перекладывать предметы, чуть позже — переливать жидкости.

С одного года начинаем использовать конструкторы на закручивание и раскручивание предметов — большие гайки и болтики. В этом возрасте можно давать ребенку толстые трехгранные карандаши. Первые рисунки следует выполнять методом рука в руке, постепенно давая малышу самостоятельность. Важно, чтобы ребенок смог оставить какой-либо графический след.

К 2-3 годам задачи усложняются. В это время родители предлагают малышу развивающие игрушки. Можно заняться лепкой с очень мягким пластилином, который напоминает маршмеллоу. Из материалов также подойдет соленое тесто: здесь работают и пальцы, и кисти рук, разрабатываются ладонные захваты. Все упражнения необходимо выполнять под присмотром взрослого.

Справочно

Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей» и Центр им. Г.И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми, Инвалиды

Новости по теме