1 июля 2022 года
С начала года более 1,5 тысячи родителей обратились в столичные семейные центры с вопросом, как правильно обустроить пространство для ребенка, которое помогает наладить игровую и учебную деятельность, поддержать самооценку и творческое развитие. Подробнее об этом рассказывает психолог семейного центра «Сокол» Анастасия Фаворская.
В столице работают 22 семейных центра, в которых оказывают помощь родителям и детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Специалисты центров осуществляют психологические консультации, налаживают детско-родительские отношения, оказывают правовую помощь, работают с подростками, проводят тренинги и развивающие занятия. В учреждениях создана служба медиации, сотрудники которой работают над разрешением семейных и супружеских конфликтов.
В семейный центр обратилась Наталья, мама семилетней Маши. Женщину интересовал вопрос, как обустроить комнату для дочери, учитывая, что в ближайшее время она станет школьницей — изменится ее режим дня, появятся новые увлечения.
На консультации психолог порекомендовала маме узнать у дочери, что бы она хотела видеть в своей комнате и вместе выбрать мебель. Во время беседы с Машей специалист выяснила, что девочке интересны рисование на воде и шитье. Наталье посоветовали кроме места для учебы обустроить для дочери творческое пространство, где она могла бы заниматься любимыми делами. Кроме того, психологическое тестирование показало, что Маша испытывает проблемы с самооценкой. Чтобы повысить уверенность девочки в себе, психолог порекомендовала выделить в комнате место для ее достижений — разместить кубки, медали, фотографии, грамоты, чтобы Маша знала, что родители ею гордятся.
Наталья прислушалась к рекомендациям специалиста. Они вместе с дочерью продумали стиль комнаты, цвет стен, расположение мебели. Женщина разделила помещение на несколько зон, и у девочки появились места творчества, учебы и спорта. Маша осталась довольна новым пространством, особенно ей понравилось зона для творчества.
«Обустройство комнаты еще сильнее сблизило нас с дочерью. Мы добавили в дизайн ее любимые зеленый и желтый цвета. Пространство для творчества оформили красивыми поделками и яркими фотообоями с героями любимого мультфильма дочки», — поделилась Наталья.
При организации пространства детской комнаты родителям следует соблюдать несколько принципов:
- Разделение учебной и игровой зон. Каждая зона должна выполнять определенную функцию. Например, место для сна, для переодевания, для игр. Когда в комнате есть такое разделение, ребенку легче чередовать занятия и отдых. Для двигательной активности лучше всего разместить спортивный коврик, мяч, обруч, скакалку.
- Доступность. Все необходимые вещи и материалы для творчества, обучения, активных игр положите в доступном для ребенка месте. У него должна быть возможность в любой момент взять нужную вещь. Это развивает свободу действий и уверенность в своих силах.
- Сортировка. Ребенок должен ориентироваться в своих вещах и их местоположении. В этом могут помочь отдельные ящики с игрушками, нижней и верхней одеждой, отдельные полки с книгами и тетрадями. На каждый ящик или контейнер можно наклеить надпись с названием вещей или картинку, изображающую, что лежит внутри. Так ребенку будет легче ориентироваться в комнате и запомнить расположение предметов.
- Минимализм. Без лишних предметов комната становится просторней для передвижения ребенка. Старайтесь сделать простой по дизайну декор в светлых оттенках, хорошее освещение, установите настольную лампу, удобную и только самую необходимую мебель. Игрушки, которые уже не интерны ребенку, и вещи, из которых он вырос, следует убрать из комнаты.
- Участие ребенка. Разрешите ребенку развесить свои творческие поделки, раскрасить небольшой фрагмент стены, расставить игрушки, как ему хочется.
- Уборка. Старайтесь приучать ребенка следить за чистотой. Там, где он активно занимается творчеством, положите простые предметы для уборки: губку, тряпку.
«При обустройстве детской комнаты старайтесь избегать опасных предметов: зеркал, мебели с острыми краями, металлическими или стеклянными элементами, открытых проводов. Хорошая идея — создать „стену свободного творчества“, где родители и ребенок смогут повесить свои поделки, разукрасить фрагмент стены или оставить вдохновляющую надпись», — сказала Анастасия Фаворская.
Справочно
Для поддержки московских семей работают 25 городских организаций помощи родителям с детьми: 22 семейных центра, а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Подробную информацию об услугах центра можно узнать на портале «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, с ним свяжутся и проконсультируют в течение одного рабочего дня.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы