17 июня 2022 года
Собрать документы для трудоустройства на работу, получения льгот или похода в поликлинику, поддержка в бытовых вопросах — это далеко не полный перечень вопросов, с которыми выпускникам социальных домов и психоневрологических интернатов помогают сотрудники учреждений. В этом году для тех, кто перешел на самостоятельное проживание, появилась услуга постинтернатного сопровождения. В первом квартале обратилось 35 москвичей, ранее получавших помощь в социальных домах города.
В социальных домах и психоневрологических интернатах проживают люди, нуждающиеся в постоянной поддержке и уходе. Многие из них осваивают программы подготовки к самостоятельному проживанию, после чего возвращаются в семью либо начинают жить отдельно. Сотрудники помогают проживающим освоить бытовые навыки, учат пользоваться государственными и банковскими услугами, в том числе через интернет, фиксировать показания счетчиков и оплачивать квитанции и т.д.
«За первый квартал года услугой постинтернатного сопровождения воспользовались 35 человек. Многие из выпускников не спешат обращаться за услугой, пробуют свои силы в самостоятельной жизни. А кому-то, наоборот, стало спокойнее с такой формой сопровождения. Радует, что многие уже крепко стоят на ногах, успешно работают, отдыхают, живут обычной жизнью, часто приезжают на праздники, тренировки в социальные дома и навещают друг друга. Важно, чтобы они знали про такую поддержку и могли обратиться в любой момент», — комментирует Оксана Шалыгина, заместитель руководителя Департамента труда и социальной защитой населения города Москвы.
Александр, выпускник Социального дома «Ступино», — один из первых, кто заключил договор о постинтернатном сопровождении. Он часто общается с сотрудниками учреждения по телефону, обращается за советами по вопросам обустройства квартиры, отдыха и трудоустройства.
Александр очень сдержанный и сговорчивый. Но однажды у него на работе произошло недопонимание с коллегами. Молодой человек не знал, как себя вести и обратился за консультацией к психологам социального дома.
«Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, и Александр понял, в чем был не прав. Поговорил с коллегами и конфликт удалось разрешить. Поскольку юноша всегда старается избегать конфликтных ситуаций, ему сложно было сориентироваться сразу, но он умеет признавать ошибки, а это очень важно», — рассказала психолог Социального дома «Ступино» Ольга Гусева.
Многие жители социальных домов после переезда в собственную квартиру чувствуют себя вполне уверенно. Находят работу, организовывают свой досуг. Однако кураторы социальных домов регулярно звонят, интересуются жизнью и планами. Во время общения могут появиться темы, которые требуют пояснения или совета.
Ирина и Олег из Социального дома «Ступино» переехали в свои квартиры год назад. Часто проводят время вместе и помогают друг другу. Однажды во время разговора со специалистом по социальной реабилитации ребята рассказали, что на работе действует дресс-код. Ирине и Олегу сотрудник социального дома помог с выбором одежды и обуви.
Специалисты также выезжают на квартиры к выпускникам, помогают им решить бытовые или личные вопросы.
«Даже когда молодые люди полностью адаптированы к самостоятельной жизни, им нужна поддержка. Кроме того, в процессе общения выясняются ситуации, которые могут создавать коммуникативные барьеры. И задача специалиста — аккуратно, мягко проконсультировать выпускника, помочь ему объективно посмотреть на произошедшее и научиться правильно реагировать на разные жизненные случаи», — отметила специалистом по социальной реабилитации Екатерина Лезжева.
В этом году столичный Департамент труда и социальной защиты населения запустил услугу по постинтернатному сопровождению москвичей, ранее проживавших в домах-интернатах. В течение первых трех лет жизни самостоятельного проживания, а также при возвращении в семью выпускник социального учреждения может рассчитывать на бесплатную комплексную поддержку специалистов.
Для взрослых людей с ментальными особенностями в Москве функционирует 19 социальных домов. Получить консультацию по вопросам получения путевки в соцучреждение можно круглосуточно по телефону: 8 (495) 276-11-55. Обращения также принимаются по электронной почте: Socialdom@mos.ru.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы