14 июня 2022 года
В реабилитационных центрах столичного Департамента труда и соцзащиты дети и взрослые с инвалидностью проходят комплексную реабилитацию. Один из интересных способов реабилитации — танцетерапия. Занятия могут быть совершенно разными: например, в Москве работает уникальное танцевальное направление для людей, передвигающихся на колясках. Самое главное условие для участия — желание двигаться!
В Реабилитационном центре для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта танцуют буквально все — это часть реабилитационного маршрута. Танцевальная гимнастика, которую ведет тренер-преподаватель Юлия Быстрова, оказалась по-настоящему востребована среди большинства клиентов центра. По словам самих подопечных, двигаться под ритмы латиноамериканских мелодий еще приятнее, чем просто делать упражнения.
Юлия Быстрова так объясняет секрет популярности курса танцевальной гимнастики: «Дело в том, что освоить базовые движения и ритмы получается абсолютно у всех. Нужно просто слушать музыку и повторять — это не сложно, а уже после освоения минимального набора элементов у человека получается почти полноценный танец».
Тренер планирует свои занятия с учетом не только возраста и сопутствующих заболеваний, но и функционального состояния подопечных.
«Мы занимаемся в танцевальной группе уже три месяца. Успели освоить такие танцевальные направления, как бачата, сальса, чачача и зумба. Любимая и самая простая — бачата. На освоение ушло четыре занятия, а потом соединили все выученные элементы и стали танцевать. Это очень здорово: занятие пролетает моментально, поэтому и постоянно повторяем дома. При диагнозе дорсопатия (группа заболеваний позвоночника. — Прим.) занятия приносят реальные облегчение и улучшение. Незаметно, в ритме танца, мышцы укрепляются», — рассказывает Галина Макарова, подопечная центра.
Другое танцевальное направление в центре — танцы на колясках. В Зеленограде собрана группа из шести человек, которые полгода занимаются по специальной программе.
Масштабная цель проекта — отобрать среди участников тех, кто сможет продолжить профессиональные занятия и войти в спорт высоких достижений. Главный танец на колясках в центре — вальс. И конечно, здесь уже есть свои звезды.
Тринадцатилетняя Александра Назарова рассказывает: «Даже не подозревала, что у меня могут быть способности к танцам! И не знала, что люди на колясках могут танцевать, и это может быть настолько красиво. Тренируюсь изо всех сил. Когда занимаешься, ты сам переносишься совсем в другой мир, где „пока звучит музыка“, действуют другие правила».
В Реабилитационной школе-интернате № 32 учатся и проходят комплексную реабилитацию дети с заболеваниями крови и эндокринной системы.
«Занятия по танцевальной терапии отлично снимают напряжение, избавляют от страха и усталости. Они, несомненно, помогают детям в адаптации к окружающей среде, поддерживают учеников с психическими и физическими особенностями. На уроках танцев у ребят раскрываются творческие способности, улучшается психоэмоциональное состояние», — рассказывает Дарья Кабацкова, педагог по танцам РШИ № 32.
Танцевальная терапия положительно влияет на физическое состояние учеников: танцы делают их сильнее и выносливее, а адаптивная программа помогает не только сохранить, но и улучшить показатели здоровья.
Терапия не ограничивается классом хореографии. Ученики РШИ № 32 уже готовы выходить на сцену и открывать себя не только педагогу и друг другу, но и зрителям. Выступление перед публикой помогает ученикам держать себя в руках в стрессовой ситуации, бороться с тревожностью, развить волевые качества.
«Одним из немаловажных аспектов в бальных танцах является работа в парах, потому что дети начинают взаимодействовать друг с другом, общаться, договариваться, уступать. Это один из важных моментов образования пары. Ведь дети учатся не только тому, как правильно выполнять танцевальные движения, но и как сделать их, находясь в связке с другим человеком», — поясняет Дмитрий Ольшевский, педагог по бальным танцам РШИ № 32.
Человеку, имеющему сложности в общении с другими, танец можем помочь «расширить границы». В Центре реабилитации и образования № 7 танцетерапия активно применяется в процессе реабилитации ребят.
Работа в танцевальной студии важна не только для воспитанников, но и для педагогов. В центре существует танцевальный коллектив, куда входят педагоги разных специальностей: учителя, методисты, спортсмены, физиотерапевты, педагоги дополнительного образования.
Танцевальная терапия для детей заключается в том, чтобы ребенок мог выразить свои эмоции через танец, «вытанцевать» свое настроение, ощущения. А педагог в процессе подбирает различные методики танцетерапии (эвритмия, искусство движения с музыкой и речью, вольный танец и другие).
«Здесь танцевальная терапия — это прежде всего лечение. Наши дети реабилитируются и морально, и физически. Сначала они могут стесняться и переживать, но благодаря работе специалистов они раскрываются. И потом ты видишь, какое удовольствие получает ребенок с особенностями здоровья и наравне со всеми участвует в заключительном номере, будь то мюзикл или парад», — улыбается Людмила Нестеренко, хореограф-постановщик ЦРО № 7.
В Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра» в основном проходят комплексную реабилитацию москвичи с инвалидностью старшего поколения, и многие из них сталкиваются с недостатком активности в повседневной жизни. Для этого в центре работает свой танцевальный клуб.
«Сделать шаг в новом направлении, помочь увидеть в этом потенциал для реабилитации и раскрыть в себе ресурсы оздоровления через танец и движения — вот главная цель занятий танцами, — считает руководитель клуба Светлана Баркова. — В занятия вовлекается максимальное количество подопечных центра, ведь в легком приятном ритме под музыкальное сопровождение происходит запуск тех скрытых потаенных механизмов организма, которые отвлекают от внутренних переживаний, погружают его в сферу самовыражения».
На заметку
Записаться на первичный прием в Реабилитационный центр для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта можно напрямую через учреждение.
Чтобы зачислить ребенка в Реабилитационную школу-интернат № 32, родителям необходимо обратиться в учреждение напрямую.
Чтобы пройти курс реабилитации в Центре реабилитации и образования № 7, а также в Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра», необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы