10 июня 2022 года
Особые семейные центры помогают детям с ограниченными возможностями здоровья. Многие ребята нуждаются в дополнительном развитии осязания и мелкой моторики. С начала года специалисты центров провели более 1,2 тысячи занятий по развитию сенсорного восприятия. Подробнее об этом рассказала дефектолог особого семейного центра «Дом детей» Олеся Секлетина.
Во всех особых семейных центрах столицы есть сенсорные библиотеки, которые используются на коррекционных занятиях с детьми. В них есть материалы для развития зрения, слуха, осязания и обоняния: например, пособия, созданные из природных материалов. Это семена подсолнуха, еловые шишки, кедровые орехи, каштаны, желуди, кора и листья деревьев, пшено, фасоль, косточки фруктов и ягод.
Педагоги с помощью специальных упражнений помогают детям сформировать навыки, которые применимы в повседневной жизни. Большая часть работы проводится не в форме занятий с заданиями, а в обычных бытовых ситуациях.
«Для полноценного развития ребенка вовсе не обязательно иметь большое количество игрушек. Сама природа предлагает богатый выбор того, что может быть использовано для игр и занятий. Например, обучение счету станет интереснее, если взять шишки, каштаны, морские ракушки или камушки. В процессе изучения арифметики будут развиваться осязание и мелкая моторика», — объяснила учитель-дефектолог центра Олеся Секлетина.
Играем и развиваемся
Создать развивающие игры с природными материалами можно своими руками. Например, чтобы смастерить игрушку «Черепашка», понадобится круглый мешочек, заполненный фасолью, мелкими камушками, желудями и вишневыми косточками. Ощупывая ее, ребенок перебирает пальчиками, массируя активные зоны на ладонях.
Можно дать ребенку в руку фасолину и предложить найти, где она спрятана на спинке черепашки, — и так далее с другими наполнителями. Такая игрушка нравится пятилетней Насте — девочке безразличны многочисленные яркие интерактивные игрушки, которыми ее окружили родители, зато интересны упаковочная бумага, листья и веточки деревьев.
Сенсорные игры легко организовать в домашних условиях. Например, можно предложить детям поискать сокровища — ими могут быть маленькие игрушки или монетки. Их можно спрятать в емкость с крупой или фасолью и попросить найти. Погружение рук ребенка в сыпучий материал способствует развитию осязания и мелкой моторики.
Воспитанник особого семейного центра восьмилетний Антон не видит с рождения. Он ориентируется по звукам, реагирует на свет. На одной из прогулок воспитатели заметили, что мальчик заинтересовался корой тополя — стал тщательно ощупывать каждый выступ.
На занятиях педагоги предложили ему таблички из разных материалов: дерево, металл, безопасное стекло, затем добавили ткани различной фактуры. Антон с интересом знакомился с новыми для себя предметами. Этот опыт помог ему привыкнуть к тактильным контактам — мальчик стал позволять взрослым брать себя за руку, хотя прежде избегал прикосновений.
Справочно
Московские особые семейные центры оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров», «Дом детей» и Центр им. Г.И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей с особенностями развития, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы