4 апреля 2022 года
2 апреля — Всемирный день распространения информации об аутизме. Для комфортной жизни людям с расстройством аутистического спектра нужна поддержка специалистов: психологов, дефектологов и педагогов. Они помогают людям с ментальными нарушениями научиться общаться и выражать свои мысли. Чем раньше начать социальную адаптацию, тем лучше будет результат. В прошлом году порядка 500 москвичей с расстройством аутистического спектра прошли реабилитацию в организациях столичного Департамента труда и социальной защиты. В московских реабилитационных центрах созданы уникальные условия для детей и взрослых с аутизмом и сопутствующими ментальными нарушениями, а также используется индивидуальный подход к каждому подопечному.
Лие Буре 7 лет. Девочке сложно общаться с незнакомыми людьми. Даже простая прогулка на детской площадке вызывает сложности, малышка не может найти общий язык с другими ребятами. Чтобы привыкнуть к новой обстановке и людям, детям с аутизмом нужно больше времени.
Два года назад мама впервые привела Лию в Реабилитационный центр для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта (РЦИМФКиС). С тех пор девочка прошла два трехмесячных курса нестационарной реабилитации, посещая центр 2 раза в неделю. Занятия помогли достичь хороших результатов.
«Сначала Лие было сложно освоить правила поведения на занятиях. Например, привыкнуть к тому, что дети вместе с педагогом одновременно начинают и заканчивают занятие, что фломастеры, карандаши и бумага для всех ребят, а не только для нее. Сейчас Лия научилась принимать правила, следовать им и полностью адаптировалась в центре. Она охотно вступает в диалог, радуется встрече с ребятами, а еще у девочки улучшилась устойчивость внимания», — рассказывает Татьяна Захарова, психолог РЦИМФКиС.
Родители, у детей которых диагностировали аутизм, часто задают специалистам вопрос: можно ли вылечить это расстройство? К сожалению, аутизм не лечится, но при помощи различных способов коррекции можно значительно улучшить состояние ребенка и помочь ему максимально адаптироваться в окружающем мире.
Ане Шалаевой 5 лет, она посещает Центр комплексной реабилитации инвалидов «Бутово» уже 12 месяцев. За это время в развитии ребенка произошло много положительных изменений. Когда Аня пришла в центр впервые, у нее была выражена аутостимуляция — повторяющееся, стереотипное поведение. Девочка повсюду ходила с пятью маленькими игрушками, зажимая их между пальцами и не оставляя ни на секунду: на занятия, уличные прогулки, в магазин, кататься с горки, и очень расстраивалась, если хоть одна пропадет.
«Сначала мы использовали сенсорные игры для Ани и игры на полу с маленькими фигурками, похожими на те, которые были у нее в руках. Постепенно девочка начала интересоваться новыми игрушками и понемногу допускала новых персонажей в свою игру. Затем она стала оставлять игрушки во время занятий в прозрачной коробочке. Еще спустя некоторое время перед началом занятий Аня оставляла игрушки у мамы, а сама шла заниматься», — делится Юлия Пронина, педагог-психолог Центра «Бутово».
Сейчас Аня чаще использует в речи просьбы, любит повторять новые слова с логопедом. С интересом посещает занятия уже без мамы, спокойно переходит от одной деятельности к другой.
Воспитаннику Троицкого реабилитационно-образовательного центра «Солнышко» Артему Османкину 8 лет. Когда он пришел в первый класс, у него никак не получалось адаптироваться к новым условиям. Взаимодействие с учителем и ребятами протекало сложно, на учителя он реагировал бурными криками, мог ущипнуть и укусить как одноклассников, так и педагога. На психолого-педагогическом консилиуме центра было принято решение вывести ребенка на индивидуальный учебный план, но при этом оставить часть занятий в классе с другими детьми.
«Началась кропотливая индивидуальная работа. Для начала нужно было узнать друг друга. Благодаря индивидуальному подходу мы сформировали новые поведенческие реакции: Артем научился слушать и слышать инструкции, минимально, но все же спокойно взаимодействовать с детьми из класса», — объясняет Анастасия Крылова, педагог-психолог ТРОЦ «Солнышко».
Амуланга Бадлаева заканчивает 12 класс Реабилитационно-образовательного центра № 105 и планирует продолжить обучение в Колледже малого бизнеса по специальности «Оператор ЭВМ». Когда Амуланга пришла в первый класс, у нее были типичные проявления аутизма: девочка боялась школы, избегала любого общения, у нее не были сформированы навыки самообслуживания: например, девочка не понимала, что для того, чтобы надеть колготки, нужно наклониться. «Все, что ребенок умеет, — это заслуги педагога. С семи лет она с нами рисовала, читала, писала и учила одеваться. Она комментировала все, что делает, а Амуля повторяла за ней», — говорит Октябрина Сультимова, мама девочки.
Валентине Прейзнер 23 года, она начала посещать Реабилитационный центр для инвалидов «Ремесла» в 2014 году, будучи подростком переходного возраста с частыми перепадами настроения. Чтобы найти подход к девочке, специалисты использовали различные методы и приемы, наиболее важную роль сыграла арт-терапия. В процессе занятий музыкой и вокалом у Валентины улучшился эмоциональный фон и дикция, расширился словарный запас.
«Валя — трудолюбивый и доброжелательный человек. Она смогла преодолеть неуверенность в себе, которая выражалась ранее в страхе публичных выступлений. Сейчас благодаря музыкотерапии, посещению ремесленнических мастерских она с удовольствием принимает участие в творческих конкурсах, музыкальных вечерах и выступает на сцене, успешно раскрывая собственный творческий потенциал», — рассказывает Наталья Волкова, инструктор по труду Центра «Ремесла».
Сейчас Валентина посещает ремесленнические мастерские Центра «Ремесла»: художественную, текстильную и студию народных промыслов. Попробовав себя в нескольких направлениях, девушка выбрала для себя ткачество.
«Работа на ткацком станке мне очень нравится. Я стараюсь выполнять красивые изделия. Сама научилась заправлять станок, натягивать нити, аккуратно работать с нитью. Мои сумочки, полотна и жилетки выставляли и продавали на различных ярмарках. Также мне нравятся занятия музыкой и вокалом, я мечтаю стать певицей, самостоятельно выступать на сцене и исполнять песни», — делится Валентина.
Подопечной Центра реабилитации инвалидов «Красная Пахра» Анастасии Струнилиной 29 лет. Раньше девушке невероятно трудно было поддерживать беседу, находить темы для общения, она отрицательно реагировала на прикосновения, даже легкие поглаживания могли вызвать приступ агрессии. После двух курсов реабилитации в центре ситуация изменилась. Анастасия с удовольствием прошла курс массажа, ушел страх перед получением новых знаний и общением с окружающими, установился круг общения. Теперь девушка активно пользуется гаджетами и социальными сетями.
«На первых групповых сеансах присутствие незнакомых людей пугало Анастасию, ей не нравилось, что внимание уделяется не только ей. После индивидуальных занятий, на пятой процедуре пациентка свободно влилась в группу и даже подсказывала верные положения соседям», — вспоминает Людмила Бряева, инструктор ЛФК Центра «Красная Пахра».
Также специалисты применяли методы арт-терапии: театральную студию, кружок рисования, кружок конструирования из бумаги, студию вокала. Анастасия прошла курс по компьютерной грамотности, активно изучала социальные сети и способы общения в них по интересам.
«Анастасия — очень смышленая и активная девушка, но в результате ее предыдущих отношений с миром закрытая и тихая. Создавая позитивную обстановку вокруг нее и налаживая контакт с сотрудниками и другими гостями центра, мы добились больших успехов в освоении режима дня, проведении занятий в группе и командной работе», — объясняет Светлана Акальская, психолог Центра «Красная Пахра».
Лена Торопченкова — настоящая звезда, с 12 лет девочка выступает на городских концертах и фестивалях. У нее была склонность к творчеству с раннего детства, но родители не могли найти педагога, с которым ребенку будет комфортно. Знакомые посоветовали им обратиться в Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая. Специалисты этого учреждения знают, как работать с детьми с особенностями развития, они помогли девочке раскрыть потенциал. За 7 лет занятий в центре Лена стала более открытой и общительной, у нее исчезли скованность и зажатость.
«Я очень благодарна педагогам за вклад в творческое совершенствование детей с особенностями развития, за их отношение, за приятную обстановку и атмосферу на занятиях, которая помогает детям раскрыть свой творческий потенциал и добиваться успехов на занятиях. Спасибо огромное за то, что вы есть!» — говорит Светлана Торопченкова, мама Елены.
Справочно:
В системе столичного Департамента труда и соцзащиты работают 8 реабилитационно-образовательных учреждений, 10 реабилитационных центров и 94 отделения реабилитации территориальных центров социального обслуживания.
Каждый год дети и взрослые с инвалидностью получают в Москве более 36 тысяч курсов комплексной реабилитации. Услуги подбираются индивидуально для каждого человека в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА).
Чтобы стать подопечным Реабилитационного центра для инвалидов «Ремесла», Реабилитационного центра для инвалидов с использованием методов физической культуры и спорта или зачислить ребенка в Троицкий реабилитационно-образовательный центр «Солнышко», Реабилитационно-образовательный центр № 105, Центр социокультурной реабилитации Дианы Гурцкая, нужно обратиться в учреждения напрямую.
Чтобы пройти курс реабилитации в Центре реабилитации инвалидов «Красная Пахра» или Центре комплексной реабилитации инвалидов «Бутово», необходимо обратиться в территориальный центр социального обслуживания по месту жительства.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы