18 марта 2022 года
Метод Монтессори — сегодня один из самых популярных подходов к воспитанию детей. Педагогическая система, названная по имени ее автора — Марии Монтессори, основана на принципах естественного психологического, физического и социального развития детей. Она предполагает создание среды, в которой ребенок формирует навыки, проявляет свои способности и приобретает знания и умения на собственном опыте. Детские учреждения успешно применяют эту методику в работе, в том числе с детьми, имеющими особенности развития. Рассказываем, как в столичных центрах для детей-сирот используется педагогика Монтессори и какие результаты она дает.
Широкое внедрение метода Монтессори в столичных центрах для детей-сирот началось около десяти лет назад. Одними из первых программу опробовали центры содействия семейному воспитанию «Центральный», «Петровский парк» и «Юнона».
«В нашем центре монтессори-оборудованием оснащены две группы, а также создана отдельная монтессори-студия. Развивающая среда полностью соответствует потребностям детей до шести лет, она охватывает пять классических зон: практическая жизнь, сенсорное развитие, развитие речи, математическое развитие и „космическое“ воспитание», — рассказывает учитель-дефектолог ЦССВ «Центральный» Наталья Великодняя.
В педагогике по методу Монтессори развивающая среда является ключевым элементом. Именно она подталкивает ребенка к познанию, стимулирует органы чувств, а через них и интеллект. Взрослый же просто умело направляет саморазвитие детей.
«Практическая жизнь — важнейшая из зон, здесь все направлено на то, чтобы помочь ребенку адаптироваться к бытовым повседневным условиям. Это в свою очередь позволит ему участвовать в жизни общества. Дети становятся более независимыми от взрослого. А самостоятельный ребенок — это уверенный в себе ребенок», — продолжает Наталья Великодняя.
В студии проводятся занятия — упражнения из практической жизни, для каждого ребенка предусмотрен отдельный материал. Взрослый показывает, что и как нужно делать, а малыш повторяет это столько, сколько захочет, тем самым развивая крупную и мелкую моторику, расширяя словарный запас. Постепенно полученные навыки переходят в повседневную жизнь.
«Наблюдая за детьми в группе, мы видим, как их движения становятся все более скоординированными, как растет уверенность ребят в собственных силах. Они с легкостью могут накрыть на стол, налить себе сок из графина, разлить половником суп в тарелки, протереть за собой стол, помыть тарелку, подмести мусор, постирать носовой платок», — перечисляет воспитатель «Центрального» Алена Бакулина.
«Главная идея сводится к тому, чтобы помочь обществу принять ребенка с особенностями развития как полноправного члена. А для этого взрослым нужно обрести веру в малыша, научиться гордиться его достижениями, видеть в первую очередь возможности, положительные качества, а не трудности», − рассказывает воспитатель Центра «Петровский парк» Елена Симонова.
В Центре «Петровский парк» уже несколько лет работают с воспитанниками по системе Монтессори. «Классические принципы метода Монтессори не всегда выполнимы в отношении детей с особенностями развития, поэтому практические занятия немного адаптируются.
Например, основной принцип Монтессори — педагогика свободного выбора — заменяется на принцип „Один раз выбираешь ты, а один раз я выбираю для тебя“. Кроме того, нашим ребятам в силу их ограниченных возможностей здоровья не всегда доступен классический материал, поэтому требуется либо его адаптировать, либо изготовить другой. Все это создается индивидуально для каждого ребенка», — комментирует воспитатель Центра «Петровский парк» Елена Мусиенко.
Работу с детьми с особенностями развития по методике Монтессори следует начинать с определения целей и составления плана индивидуального развития. Важно представлять себе ребенка и его потребности через пять, десять, двадцать лет и при этом ставить вопрос: что необходимо сделать сейчас для реализации этих целей.
В процессе работы подспорьем для педагога будет ведение видеозаписей занятий, чтобы можно было увидеть себя со стороны (что я делаю, как я говорю, слышит, видит ли меня ребенок, интересен ли предложенный материал), показать коллегам, обсудить возникшие проблемы.
«При постоянных занятиях мы отмечаем у наших воспитанников положительное изменение в поведении, повышение их мотивации. Дети смогли почувствовать свой успех, что значительно повысило их самооценку», — говорит Елена Мусиенко.
Специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Сколковский» перенимали опыт работы по методу Монтессори у коллег. «В 2016 году в Центре „Центральный“ был организован курс повышения квалификации, подготовленный преподавателями Московского городского психолого-педагогического института. Он дал нам возможность использовать элементы методики Монтессори в работе с воспитанниками», — рассказывает педагог дополнительного образования Мария Машкова.
По ее словам, одно из приоритетных направлений работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, — это развитие у них социальных навыков, которые позволят сделать адаптацию в семье более мягкой.
«Дети с особенностями развития вполне способны освоить многие жизненно важные навыки. Просто для этого им необходимо больше времени и специальная социокультурная среда. Именно такую тренировочную среду мы создали в пространстве Монтессори в нашем центре», — продолжает педагог.
Занятия строятся на базовых принципах системы Монтессори. «Дети свободно перемещаются в пространстве, принимают самостоятельные решения о том, чем хотят заняться. Если есть столкновение интересов, предлагаем подождать, научиться соблюдать очередь. Умение ждать спокойно, без эмоциональных выплесков — навык, крайне важный для детей с нестабильной эмоционально-волевой сферой», — дополняет Мария Машкова.
Часто занятия заканчиваются обсуждением разные жизненных ситуаций и поступков. Так формируются социально-культурные модели поведения, которые в дальнейшем ребенок может использовать в самостоятельной жизни. Есть возможность послушать, высказаться, совместно отработать ритуалы приветствия и прощания. «Для детей с особенностями развития очень эффективны и важны уроки тишины. Как бы парадоксально это ни звучало, мы учим их коммуникациям, используя тишину. На таких уроках активные и эмоционально возбужденные дети учатся владеть собой, приобретают умение концентрироваться на тишине. Обычно начинаем с 30 секунд: сидим тихо-тихо, а потом я предоставляю детям возможность рассказать, кто что слышал. Они с большим удивлением рассказывают, как громко тикают часы, чьи шаги были за дверью или как на улице проехала машина», — рассказывает специалист.
На заметку
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы