18 марта 2022 года
При ментальных нарушениях прежде всего страдает способность к социальному взаимодействию, но ранняя коррекция позволяет сформировать многие навыки. Подробнее об этом рассказывает учитель-логопед Центра им. Г. И. Россолимо Елена Никитина.
В особых семейных центрах работают с детьми, у которых наблюдаются различные ментальные нарушения. Для помощи детям в центрах созданы развивающая среда и условия для комфортной реабилитации: бассейны, спортивный зал, массажный кабинет.
В семейный центр обратилась Анна, мама 4-летнего Максима. У мальчика расстройство аутистического спектра. Он не говорит, почти не реагирует на попытки окружающих общаться. Наблюдая за Максимом, учитель-логопед отметила, что мальчик оживился, когда увидел аквариум. Это стало отправной точкой в работе с ребенком. Постепенно на интересе к обитателям воды удалось выстроить внутреннюю и внешнюю речь, соотнося мир рыб и людей: рыба-мама, рыба-папа, баба, деда, дядя...
«На рыбах мы научились считать, выучили цвета и профессии. Теперь Максим называет действия, осваивает прилагательные. Наших занятий ждет с нетерпением. Этот пример доказывает, что даже в самых тяжелых случаях упорная работа дает результаты: ребенок может адаптироваться и начать общаться», — рассказывает учитель-логопед.
Подбираем правильный ключик
При работе с расстройством аутистического спектра важно разделить причины и следствия и понять: почему ребенок не хочет или не может общаться. Чтобы разобраться в этом, специалист должен обладать профессиональными навыками, а главное, чувствовать ребенка. Это позволит нащупать зону его интересов и помочь освоить новые навыки.
Занимаясь коррекцией расстройств аутистического спектра, специалисты через наблюдение определяют, насколько ребенок готов взаимодействовать с людьми. Затем устанавливают эмоциональный, зрительный и тактильный контакт, учат понимать речь и общаться. «Я занимаюсь с особенными детишками много лет и могу с уверенностью сказать, что ни с одним ребенком не получается работать по выстроенному алгоритму. К каждому нужно подобрать свой ключик, который позволит взаимодействовать с окружающим миром. Важно только набраться терпения, чтобы понять, что близко ребенку, через что его можно вывести на контакт», — убеждает специалист.
Важен контакт с родителями
Работая с детьми, у которых есть ментальные нарушения, необходимо тесно взаимодействовать и с их родителями. Когда ребенку ставится диагноз, семья переживает стресс. В такой ситуации специалисты семейных центров поддерживают родителей, помогают настроиться на совместную работу и положительный результат.
Сотрудники центра объясняют маме и папе, что и почему происходит с их ребенком, помогают установить с ним эмоциональный контакт. Доносят мысль, что нужно научиться ждать, не раздражаться и не отчаиваться. «Особенных детей нужно принимать такими, какие они есть. Научившись понимать их, ты начинаешь получать радость от своей работы, и невозможное становится возможным!» — говорит учитель-логопед.
Справочно
Московские центры социальной поддержки и реабилитации оказывают поддержку семьям, где воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей», Центр им. Г. И. Россолимо. При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы