1 марта 2022 года
Ребенок не хочет учиться, прогуливает уроки... С этой проблемой сталкиваются многие родители. О том, как в таких ситуациях помогают замещающим семьям, состоящим на сопровождении, рассказывают специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда».
«Считаю, что главное в образовании — это создание учебной среды через интерес ребенка к жизни и через умение получать радость от собственных усилий», − рассказывает Светлана Родина, учитель-дефектолог центра «Полярная звезда».
Плохая успеваемость — следствие трудностей, с которыми сталкивается школьник. Они могут быть разные. Специалисты находят проблемную зону и помогают ребенку ее преодолеть.
Маша еле-еле вытягивала учебу на тройки. Но проблема скрывалась не в отсутствии способностей. Причиной плохой неуспеваемости, как оказалось, была неуверенность в себе, заниженная самооценка, страхи. Работать надо было с эмоциональным состоянием ребенка.
Педагог помогла Маше создать новые установки: учеба — это не напряжение, не чрезмерные усилия, это интересно, познавательно, а иногда даже весело. Сейчас Мария учится в колледже, отличница.
Через интерес к жизни приходит желание узнавать, как что устроено, какие законы работают в природе, в социуме. Именно благодаря любопытству многие темы школьной программы можно превратить в исследование, в интереснейшие процессы наблюдения и эксперименты.
Умение получать радость от усилий — это вообще один из ключевых навыков. Ребенок, владеющий им, не будет бояться трудностей, научится видеть возможности, а не препятствия.
«В восьмом классе Николай не имел никакой мотивации к учебе. Надо было найти тему, в которой ребенок силен, чтобы он почувствовал себя успешным. У Николая это была математика. Поэтому с ним проводили математические разминки, занимались счетом. Сейчас юноша успешно учится в автодорожном колледже», − вспоминает Светлана Родина.
Лариса Иванова, логопед центра, занимается с бывшим воспитанником, десятилетним Ваней, который недавно обрел приемную семью. Осваивали программу первого класса, заполняли пробелы, расширяли словарный запас, представления об окружающем мире. Мальчик плохо ориентировался во времени. Ему сложно было концентрировать внимание, он часто отвлекался, занимался без удовольствия.
«Всегда поддерживаю контакт с опекунами, даю обратную связь после занятий, − рассказывает Лариса Иванова. — Огромную роль сыграло то, что мальчик оказался в приемной семье. Его родители смогли замотивировать его на успех. Ребенок понял, что может со всем справиться».
Сейчас Иван учится во втором классе Школы № 285 им. В. А. Молодцова по программе для детей с особыми образовательными потребностями. У родителей есть цель: перевести ребенка в обычный класс, чтобы он мог учиться по общеобразовательной программе. Мальчик занимается борьбой. На зимней спартакиаде он стал бронзовым призером. Педагоги единодушны: «Универсальное средство для учебной мотивации — дать возможность ребенку почувствовать успех. Тогда появится желание заниматься».
Пять советов родителям
- Найдите школу, класс с программой для детей с особыми образовательными потребностями. Выберите класс с небольшим количеством учащихся.
- Протестируйте знания. Частая причина неуспешности — непонятые в какое-то время ключевые темы. В математике это может быть состав числа, переход через десяток, непонимание смысла дробей и базовых действий в уравнениях. В русском языке − непонимание частей речи, их сути.
Обнаружив слабые места, помогите ребенку их освоить. Иногда требуется длительное время для формирования и закрепления базовых знаний. Но это дает волшебный результат: ребенок начинает понимать, что он делает. Следовательно, пробуждается интерес, повышается мотивация, возникает чувство радости от собственного «могу». При необходимости можно обратиться к учителям с просьбой не ставить ребенку плохие оценки в течение какого-то времени. Рассказать, что сейчас у него восстановительный период и нужна особая поддержка.
Иногда бывает целесообразным на несколько месяцев перевести ребенка на семейную форму обучения, чтобы восполнить пробелы. Вы сможете сами планировать время, изучать все в комфортном темпе. Этот период может стать временем зарождения вашей настоящей дружбы с ребенком. Когда занимаетесь, делайте акцент на том, что у него получается. - Хвалите за усилия. Это очень важно! Ребенок начинает считать ценностью то, за что его хвалят. Хваля за оценки, мы укрепляем уверенность, что главное — оценки, а не знания. А если знания не ценность, то зачем учиться? Можно и другими способами заработать оценку. Если же мы хвалим за усилия, за то, что ребенок от каждого выполненного задания становится умнее, сообразительнее, терпеливее, внимательнее, то он именно это и будет считать ценным.
- Научитесь вместе с ребенком видеть в ошибках опыт, возможность роста. С каждой новой ошибкой можно переживать взросление, увеличение своей компетенции и внимательности.
- Читайте или слушайте с ребенком биографии известных людей. Истории тех, кто смог многого достичь, совершив тысячи провальных попыток, — это то, что очень хочет услышать ребенок, имеющий трудности в обучении. Расскажите про Томаса Эдисона, его детство и знаменитую фразу: «Я не терпел поражений. Я просто нашел тысячи способов, которые не работают». Прочитайте про Илона Маска, Стива Джобса, Виктора Франкла и многих других. Биографии людей — это уникальный способ познания мира, его законов и возможностей. Это то, что делает сильнее в преодолении трудностей, снимает клеймо неудачника, заставляет поверить в себя.
На заметку
Поддержать приемных родителей на всех этапах воспитания ребенка всегда готовы специалисты служб сопровождения замещающих семей. Их поддержка территориально доступна и бесплатна. Узнать больше о сопровождении приемных семей можно на портале «Моя новая семья».
Также на портале полезную информацию для себя найдут будущие приемные родители, выпускники ЦССВ и приемные семьи, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы