Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Более 900 родителей ежегодно обращаются к психологам семейных центров по вопросам буллинга

31 января 2022 года

Более 900 родителей ежегодно обращаются к психологам семейных центров по вопросам буллинга

Ежегодно в столичные семейные центры обращается более 900 семей с детьми, которые стали организаторами травли или принимали в ней участие. Какой линии поведения стоит придерживаться родителям, рассказывает психолог семейного центра «Алтуфьево» Дженнет Гончарова.

В Социально-реабилитационный центр «Алтуфьево» обратилась Светлана, мама 12-летнего Славы. Учитель сообщила ей, что подросток начал проявлять агрессию и стал обижать одноклассников. Светлана была в растерянности, дома сын вел себя спокойно. «Агрессивное поведение — лишь симптом. Разумеется, оставлять его без внимания нельзя, но прежде чем переходить к конкретным действиям, важно выяснить причину. Необходимо понять, какие проблемы ребенок пытается решить таким способом», — говорит Дженнет.

С помощью беседы, ассоциативных метафорических карт, арт-терапии, песочной терапии выяснилось, что мальчик не чувствовал себя значимым, интересным и хотел за счет доминирования над слабыми выделиться среди одноклассников, обратить на себя внимание. А другого способа для этого не нашел. «Чаще всего участием в травле ребенок компенсирует проблемы в семейных отношениях. Если взрослые его не хвалят и не поощряют, то он ищет подтверждения своей значимости в другом месте. Если родители обижают и принижают его, он мстит за это более слабым сверстникам, так как отплатить за обиду родителям не может», — говорит психолог.

Разберем факторы, которые могут провоцировать ребенка на травлю, и что может сделать родитель.

  1. Проблемы в семье. Агрессия по отношению к сверстникам тесно связана с нарушениями отношений в семье. Если ребенку не хватает поддержки, внимания и принятия от родителей, близкие люди подавляют его, это приводит к желанию компенсировать ощущение собственной неполноценности за счет доминирования над другими.
    Что делать: Важно, чтобы рядом с ребенком был заботливый и понимающий взрослый, который поможет ему осознать его чувства. Отнесется с принятием, покажет другой пример отношений. Помогите сыну или дочери увидеть собственную ценность.
  2. Желание самоутвердиться в коллективе и повысить свой статус среди сверстников за счет других. Дети, как и взрослые, всегда сравнивают себя с другими, конкурируют. Простейший способ укрепить собственный авторитет здесь и сейчас — принижение окружающих.
    Что делать: Учите ребенка вместо простых путей искать такие, которые принесут им пользу в долгосрочной перспективе. Повысить свое положение в школьной иерархии можно за счет хорошей учебы, спортивных достижений, способности проявлять эмпатию, быть искренним и надежным другом.
  3. «Все так делают». Вполне вероятно, что не ваш ребенок положил начало травле. Однако, присоединился к «развлечениям» сверстников. Дети, которые оправдывают свои поступки фразой «все так делают», обычно не имеют своего мнения и предпочитают просто подчиняться другим людям — родителям, неформальным лидерам из числа сверстников.
    Что делать: Помогите ребенку развить критическое мышление. Существуют специальные упражнения, которые научат вашего сына или дочь оценивать окружающую реальность самостоятельно, думать о последствиях слов и поступков. Если обратить внимание на эту проблему в раннем возрасте, в будущем ваши дети будут делать то, что сами считают правильным, а не слепо следовать за кем-то.
    Примеры таких упражнений: семейные дебаты (обсуждение в кругу семьи конкретных тем), дилеммы («что ты выбираешь — велосипед или роликовые коньки?»), игра в «да-нет» (учит ребенка задавать правильные вопросы).
  4. «Это весело». Порой дети обижают просто из желания повеселиться. Ребенок действительно не понимает, что люди вокруг — точно такие же, как и он сам. Они испытывают боль, страх, отчаяние и их нельзя третировать ради собственного развлечения.
    Что делать: Чаще предлагайте своим детям рассуждать о том, что чувствуют другие люди. Не забывайте рассказывать им о своих эмоциях. Задавайте вопросы, помогающие ребенку осмыслить происходящее: «подумай, что он испытывает, когда его так называют?», «помнишь, что ты чувствовал, когда Вася обзывал тебя?». Развитие эмоционального интеллекта и навыков эмпатии — наиболее эффективный способ предотвратить агрессивное поведение в дальнейшем.
  5. Психические расстройства. Хоть и не так часто, но склонность к травле окружающих может оказаться симптомом определенных нарушений развития, проблем с саморегуляцией.
    Что делать: Если ваш ребенок постоянно задевает своих сверстников и никакие разговоры и доводы не помогают, необходимо обратиться за профессиональной психологической помощью.

Как лучше говорить с ребенком и что еще можно сделать, по мнению психолога.

«Важно четко объяснить ребенку, что такие действия — это насилие. И их нужно прекратить. Дети могут не осознавать серьезности происходящего и считать безобидной игрой, поскольку они не видят ситуацию системно», — говорит психолог.

  • Попросите вашего ребенка рассказать свою версию истории, скажите, что хотели бы понять, что произошло. Так вы предоставите ему возможность объяснить свое поведение. Даже если он сделал что-то не так, это поможет ему чувствовать себя более защищенным.
  • Родители могут прибегнуть к наказанию, оговорив, что при повторе ситуации дисциплинарные меры окажутся более суровыми. Объясните, что провинившийся должен возместить нанесенный ущерб, извиниться перед жертвой. Однако основной целью должно быть не внушение ребенку страха перед наказанием, а формирование у него внутреннего неприятия травли слабых.
  • Можно посоветовать ребенку хорошую книгу о травле («19 минут», «Верочка», «Повелитель мух»), а лучше посмотреть вместе фильм («Чучело», «Класс», «Говори»). Обсудите увиденное и проведите параллели между сюжетом и реальной жизнью.
  • Чаще разговаривайте с ребенком о том, что все люди разные. Мы отличаемся тем, как мы одеваемся, выглядим, говорим. У каждого из нас свои сильные и слабые стороны, и это абсолютно нормально. Это поможет ребенку понять, что жертва травли не заслуживает издевок из-за того, что отличается от других. А он сам не обязан вливаться в ряды обидчиков и может выбрать собственный путь.

Справочно

Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».

Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.

Также на базе столичных семейных центров созданы службы медиации, которые готовы принимать граждан по таким спорным проблемам, как детско-родительские отношения; межличностные, семейные и супружеские конфликтные ситуации; проблемы, связанные с бракоразводными процессами.

Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.

Источник

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме