11 января 2022 года
Завтрак перед школой, уроки, обед, занятие в бассейне или в студии керамики — день воспитанника особого семейного центра «Роза ветров» проходит в индивидуальном режиме в зависимости от возраста, особенностей здоровья, интересов и других факторов. Но в графике каждого ребенка есть место адаптивной физической культуре (АФК). Какие задачи она решает и как проходят занятия, рассказывает инструктор по адаптивной физической культуре Яна Зимакова.
В центре социальной поддержки и реабилитации «Роза ветров» помощь получают более 300 детей с инвалидностью. С ребятами работают многие специалисты: психологи, логопеды, учителя-дефектологи, педагоги дополнительного образования, врачи-педиатры, массажисты и даже стоматолог.
За направление адаптивной физической культуры в центре отвечают шесть инструкторов. Все дети занимаются АФК: либо в школе, либо в центре, а кто-то из ребят успевает посетить занятие и там, и там. Несмотря на то, что в центре мероприятия проходят по одной программе, упражнения специалисты подбирают, учитывая уровень психофизического развития ребенка. Одни задания даются легче, другие — труднее.
«Адаптивная физическая культура потому и называется адаптивной, что подстраивается под индивидуальные возможности каждого ребенка. Мы учитываем физические, эмоциональные, психологические аспекты, выстраивая упражнения. Есть одна схема, и по ней можно работать, учитывая индивидуальные потребности, потому что в нашем центре каждый ребенок отличается от другого, — рассказывает Яна — Обычно занятия проходят несколько раз в неделю. Сначала идет общая разминка один на один с ребенком. Потом основная часть по программе. В заключение даем детям немного расслабиться, самостоятельно поиграть, покататься на самокате или велосипеде. Если видим, что ребенок утомился, его нужно немного отпустить в свободное плавание, чтобы затем продолжить запланированную часть».
Если лечебная физическая культура направлена на восстановление утраченных функций, то в адаптивной к реабилитации подключается воспитание личности, социальная интеграция. Для ребят эти занятия — как часть школьной программы.
Непрерывность обучения
Трехлетняя Саша с тяжелыми нарушениями здоровья плохо держала голову, не переворачивалась. Она была маленькой и плаксивой, не давала до себя дотронуться и только лежала. Инструктор по адаптивной физической культуре была уверена, что у ребенка будет прогресс и она начнет ходить.
«Мы постепенно шли по этапам развития двигательных навыков: поднимает ноги, лежа на спине, руки, голову; опирается на ноги, локти, переворачивается, сидит. Долгосрочная цель была научиться ходить. За 4 года мы к этому пришли. Хотя начинали с того, что Саша училась сидеть», — вспоминает специалист.
Главной задачей в своей работе Яна называет коррекцию и профилактику физических нарушений, развитие сенсорных функций, укрепление здоровья, а также нравственное воспитание и социализацию детей.
Занятия дают ребятам независимость, уверенность в своих силах, повышают их жизненный тонус, открывают возможности улучшения двигательных способностей и позитивных изменений.
«Мы регулярно проводим межгрупповые занятия, чтобы у детей было пересечение с другими ребятами. До пандемии они выезжали на соревнования. Сейчас все мероприятия проходят в онлайн-формате. Недавно наша команда стала обладателем диплома и медали в спортивно-развлекательном мероприятии «Олимпионик — 2021», — отмечает инструктор по адаптивной физической культуре.
Специалист подчеркивает, что, если родители смогут заниматься с детьми дома хотя бы 15–20 минут в день, это обеспечит непрерывность обучения. Так, в ноябре в особом семейном центре «Роза ветров» прошла уже вторая в этом учебном году встреча с родителями в рамках проекта «Четыре пятницы». Инструкторы по адаптивной физической культуре рассказывали об игре в домашних условиях, приглашали родителей участвовать в упражнениях и эстафетах. Обратная связь была достигнута — мамы с радостью включались в предложенные активности, записывали рекомендации специалистов и с заделом на будущее говорили о других интересующих их вопросах.
Проект «Четыре пятницы» проходит для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Тренинги, творческие мастерские, консультации направлены на помощь в создании благоприятных и безопасных условий, социализации ребенка, а также поддерживающей среды для самой семьи.
Инструктор по адаптивной физической культуре рассказала, как правильно добавлять физические нагрузки для ребенка в домашних условиях:
- Учитывайте настроение, состояние и способности ребенка в данный момент. Доброжелательная атмосфера и живые эмоции — главный ключ к тому, чтобы он с радостью выполнял упражнения и ждал очередного занятия.
- Стимулируйте ребенка своим одобрением и давайте положительную оценку любым его стараниям.
- Ярко предлагайте очередное упражнение: подключайте игру, бодрую музыку или театральные постановки.
- Не допускайте переутомления — регулируйте нагрузку, соблюдайте паузы и переключайтесь на другие виды деятельности.
- Чередуйте активные физические и другие виды упражнений: добавляйте дыхательную или пальчиковую гимнастику, глазодвигательные или релаксационные упражнения.
Справочно
Московские центры социальной поддержки и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают пять таких центров: «Дом Детей», «Роза ветров», ЦСПР им. Г. И. Россолимо, «Семь-Я» и «Формула роста». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы