10 декабря 2021 года
В особом семейном центре «Дом Детей» оказывают реабилитационные услуги ребятам с тяжелыми множественными нарушениями развития. Одна из самых распространенных технологий, которую используют в своей работе специалисты, — адаптивная игра, ведь с помощью нее можно решить большое количество задач. Но как быть, если ребенок не слышит указания или не видит инвентарь для игры? О том, как решается эта проблема, рассказывает педагог дополнительного образования, специалист по адаптивной физкультуре центра Анастасия Санникова.
Адаптивные игры для детей с нарушением слуха и зрения имеют различную направленность и решают разные задачи. Но их объединяет то, что ребенку должно быть интересно и по силам справиться с заданием. Важно использовать правильное, безопасное пространство для занятий, в котором он свободно ориентируется и не будет отвлекаться на другие раздражители. Если необходим инвентарь для проведения игры, то ребенка нужно познакомить с ним заранее, особенно это важно для слабовидящих детей.
Включаем воображение
Для слабослышащего ребенка вполне могут использоваться подвижные игры. Объяснить ему правила помогут различные средства альтернативной коммуникации, а в случае, если он не вполне ими владеет, поможет простое воспроизведение (повторение) движений за педагогом.
«Во время игры будет полезно использовать ассоциации: показать картинку с волнами и показать волну руками, повторить несколько раз при необходимости. Картинки могут быть абсолютно разными: поезд, автомобиль, самолет — здесь можно побегать и поактивничать. Все зависит от воображения», — объясняет Анастасия.
Игры на развитие двигательной активности можно и усложнять, добавив в них познавательный компонент, который направлен на развитие внимания и памяти.
«На занятии у нас используется набор одинаковых иллюстративных карточек, ребенок их запоминает очень хорошо и выполняет движения без ошибок. Но я меняю условия. Например, демонстрирую картинку с изображением волн, а показываю движение, которое относится к другой картинке. Меня с готовностью поправляют. Ребенок получает необыкновенный положительный заряд», — рассказывает специалист.
Счастливая улыбка — награда
Для ребят с нарушением зрения можно использовать игры для развития слухового восприятия, тактильно-двигательных ощущений. Например, здесь подходят мероприятия с громким звуковым сопровождением.
«Можно смело объединять подвижные игры и сенсорное развитие. Часто в таком случае используют мяч с колокольчиком внутри. Ребенку интересно двигаться за ним или поворачиваться, пытаясь поймать мяч. Конечно, важно подыгрывать: когда мяч пойман и находится в руках ребенка, счастливая улыбка будет наградой за успешную игру», — делится опытом педагог.
Не забываем и о развитии мелкой моторики. Для этого вполне подойдет и спортивный инвентарь: массажные мячики-ежики для рук или легкие эспандеры.
Важно использовать в одной и той же активности разное оборудование: менять картинки, звуковое сопровождение, иначе ребенок быстро потеряет заинтересованность. И, конечно, приступать к игре необходимо с хорошим настроением.
Справочно:
Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают поддержку семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными особенностями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». Подробную информацию об услугах центров можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы