2 декабря 2021 года
Если вы стали замечать, что ваш ребенок уже не первый раз кричит, дерется и крушит все вокруг, то скорее всего он агрессивный. Злиться – это нормально. Однако, когда злость причиняет вред окружающим и выходит за рамки нормы, то это уже говорит нам о проблеме. О том, как помогают родителям справиться с детской агрессией, рассказала специалист семейного центра «Семья» Василина Кузьминская.
Что такое агрессия
Агрессивное поведение детей – это «крик о помощи» и своеобразный метод привлечь внимание. Такой ребенок «сигнализирует» о том, что он нуждается в любви и ласке, понимании и принятии. С помощью агрессии он дает понять, что испытывает внутренний дискомфорт, чувствует себя отверженным и забытым.
Наблюдая за агрессией одного из родителей в адрес другого, дети получают негативный опыт, который влияет на формирование злобной модели поведения. Они убеждаются, что агрессия эффективна и приемлема и самое страшное – что это правильно. Между строгостью родительского наказания и уровнем агрессивности детей существует прямая зависимость. Причем она распространяется и на случаи, когда родители наказывают ребенка за какую-нибудь оплошность.
Что делать родителям
В первую очередь родителям, столкнувшимся с детской агрессией, стоит оценивать поведение ребенка, а не личность. Техника «Я» – хороший способ общения с ребенком, которая помогает через высказывания правильно выражать свои эмоции. К примеру, «Мне грустно, когда ты кричишь и дерешься»; «Мне неприятно, что ты ломаешь игрушки». Кроме того, учите обращать внимание на эмоции. Умение чувствовать свои эмоции – это огромный шаг в сторону управления ими. Помогите ребенку распознать эмоцию, которая сейчас зародилась внутри, назовите ее, а лучше и причину возникновения: «Ты злишься, потому что…»; «Ты расстроен, потому что…». Не стоит также забывать про поддержку, ведь именно она ключевой элемент в гармонизации эмоционального состояния вашего ребенка. Скажите, что вам жаль, что ребенок злится: «Наверное, тебе сейчас кажется, что…». Стоит отметить, что таким образом вы устанавливаете с ним добрые, спокойные детско-родительские отношения.
Примером, как влияет агрессия на ребенка, стал недавний случай в семейном центре. За помощью обратилась 35-летняя Лариса с просьбой помочь скорректировать поведение подростка. Сын проявлял чрезмерную жестокость по отношению к маме и одноклассникам. 15-летний Артем при вспышке агрессии хватал разные предметы, бросался ими.
В ходе беседы выяснилось, что мама находится в разводе и растит сына одна. Из-за того, что она постоянно работала, воспитание и уход за ребенком лежал на бабушке. Лариса проявляла злость и гнев при малейшей оплошности подростка, а также винила его в своих проблемах. Чтобы нормализовать ситуацию, с семьей проводились индивидуальные психологические консультации.
«Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместить ее на другие объекты (например, поколотить подушку). Не подавляйте попытки «самоутверждения» ребенка, отнеситесь с пониманием, старайтесь спокойно договориться. Замечайте, когда ребенок в конфликтных ситуациях ведет себя неагрессивно, и поощряйте его за это», – рекомендует специалист.
Через некоторое время юноша стал проявлять агрессивное поведение в меньшей степени из-за создания миролюбивой обстановки, демонстрации хорошего отношения между близкими людьми.
Справочно
Для поддержки московских семей работают 28 городских организаций: 25 «Моих семейных центров», а также Кризисный центр помощи женщинам и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних «Возрождение» и «Алтуфьево».
Специалисты центров работают над восстановлением отношений между детьми и родителями, оказывают правовую и психологическую помощь, проводят тренинги, развивающие занятия и многое другое. При необходимости оказывается адресная помощь: выдаются социальные электронные сертификаты на продукты, одежду и бытовую технику.
Подробную информацию об услугах можно узнать на странице портала «Мой семейный центр». Для удобства москвичей на портале создан раздел «Онлайн-консультации», где каждый житель города может оставить свое обращение, и с ним свяжутся в течение одного рабочего дня.