12 ноября 2021 года
В «Доме Детей» живут и проходят реабилитацию ребята с тяжелыми множественными нарушениями развития, в том числе и ментальными. Специалисты центра заинтересованы в том, чтобы каждый ребенок получал качественные реабилитационные услуги. В учреждении разрабатываются новые методики, активно внедряется сторонний эффективный опыт. Одной из таких технологий стал игровой массаж, разработанный Сильвией Хету (Канада) и Мией Элмсатер (Швеция).
«С методикой игрового массажа мы познакомились благодаря друзьям из Международной ассоциации MISA (MISA Russia). Я получила сертификат международного образца „Инструктор игрового массажа“. Первоначально технология была рассчитана на обычных детей, но мы смогли адаптировать ее для ребят с нарушениями развития», — рассказывает учитель-дефектолог Елена Панченко.
Для особенного ребенка очень важно научиться взаимодействовать с другими людьми — взрослыми и сверстниками. Игровой массаж помогает ребенку стать более открытым для общения, формирует понимание основ правильного поведения в коллективе и, более того, становится новым средством альтернативной коммуникации.
Игровой массаж позволяет детям получать информацию о внешнем мире и его явлениях. Тактильный контакт и сенсорная стимуляция дают возможность ребенку с тяжелыми множественными нарушениями развития проявлять активность.
Бережное отношение
Основная процедура массажа — серия простых движений, которые вызывают ассоциацию с явлениями окружающего мира и стимулируют детское воображение. Программа игрового массажа основана на бережном отношении:
- Дети чувствуют, что их уважают.
- Они осваивают основные элементы массажа с такой скоростью, которая им удобна.
- Каждый ребенок имеет право отказаться от массажа. Если он скажет «нет», то может наблюдать за тем, что делают другие.
- Они рассказывают или показывают, какие элементы массажа они предпочитают, что им нравится или не нравится, как быстро и с какой силой их нужно массажировать.
- Прежде чем приступить к массажу, дети спрашивают разрешения друг у друга, то же самое касается любых действий, которым их обучают взрослые.
- Ребенок благодарит своего напарника за массаж.
Предсказуемость и повторяемость действий дают ребенку возможность почувствовать себя в безопасности, что снижает проявление нежелательного поведения, в том числе и агрессии по отношению к другим людям.
Универсальная технология
«Игровой массаж стал важной и необходимой частью наших традиционных коррекционных занятий, которые проводят логопеды и педагоги дополнительного образования. Кроме того, мы начали создавать новые комплексы игрового массажа вместе с нашими воспитанниками. Сегодня в центре используется несколько авторских комплексов с карточками, которые ребята нарисовали сами», — рассказывает учитель-дефектолог Олеся Секлетина.
Через прикосновение, слово, образ ребята познают окружающий мир, открываются эмоционально, учатся взаимодействовать и общаться. Вертикализатор, подъемник, коляска — это не помеха, а средство включения ребенка в процесс игрового массажа.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы