Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

«Юный шеф-повар»: какие азы кулинарии изучают дети в особом семейном центре

8 октября 2021 года

«Юный шеф-повар»: какие азы кулинарии изучают дети в особом семейном центре

Музыка, рисование, спорт — традиционные для дополнительного образования детей сферы. Но как приготовить омлет или сварить компот, в таких секциях точно не научат, поэтому в особом семейном центре «Роза ветров» несколько лет действует проект «Вкусные истории». О том, как приготовление завтрака, обеда или ужина стало одним из любимых занятий детей, рассказывает педагог дополнительного образования Любовь Коротченкова.

Командный процесс

Сережа чистит лук, Леша режет перец, а Антон натирает морковку — на кухне кипит работа: сегодня на занятии ребята готовят витаминный салат. Рядом с ними обязательно находятся два педагога: они подсказывают, помогают, а также следят за соблюдением техники безопасности.

Кулинарные занятия позволяют детям учиться чему-то новому: знакомят со свойствами продуктов, рецептами, технологией приготовления, а также развивают внимание и мелкую моторику.

Проект «Вкусные истории» в особом семейном центре «Роза ветров» стартовал три года назад, но идея у его руководителей, педагогов дополнительного образования Любови Коротченковой и Татьяны Ионкиной появилась уже давно.

«Когда лет 10 назад мы пошли с детьми в поход, я увидела, что это вызывает у них неподдельный интерес: им нравится собирать посуду в поход, готовить, перемешивать ингредиенты, мыть посуду — оттуда и пошла идея. Мы поняли, что для ребят это очень важно, это обязательно пригодится им в будущем», — вспоминает Любовь.

Педагоги продолжили эту деятельность дальше: провели диагностику и пришли к выводу, что будут выстраивать с каждым ребенком индивидуальную работу в зависимости от возможностей ребят: кому дать только сыпучие продукты — отмерить, насыпать, другие могут перемешивать, а кто-то из детей сможет пользоваться ножом.

На занятии видна работа настоящей команды: все этапы приготовления четко распределены среди пяти детей и двух взрослых. Один педагог ведет занятие, а другой вместе с ребятами выполняет необходимые действия.

«У нас прописано, какие блюда мы будем готовить и какие дети придут. Мы знаем подход к каждому ребенку — какое задание ему дать, чтобы занятие вызвало у него положительные эмоции. Ребята включаются в процесс и ожидают, что сейчас мы с ними создадим какой-то шедевр. Это очень вдохновляет», — поясняет Любовь Коротченкова.

Все начинается с рецепта

Особенность проекта «Вкусные истории» в том, что в день проходят сразу два занятия, потому что ребята не только должны успеть приготовить блюдо, но и пройти долгий подготовительный этап.

Сначала педагоги обсуждают с ребятами, какое блюдо они будут готовить, выбирают продукты по технологическим картам, перечисляют последовательность выполнения действий. Выбор падает на блюда из продуктов, которые долго не портятся. Дети внимательно знакомятся с ингредиентами, моют руки, надевают фартуки и колпаки, и начинается самое интересное — процесс создания блюда, увлекающий всех без исключения.

Чем занимаются дети, пока блюдо готовится? Педагоги предусмотрели и этот вопрос: они включают на компьютере видео с рецептом такого же блюда или тематический мультфильм. Ребята смотрят, как его готовят другие люди, а затем начинают сервировку стола: скатерть, салфетки, солонка, тарелки и приборы.

«Больше всего ребятам нравится дегустация блюда: если нет эффекта завершенного действия, то нет и положительных эмоций от занятия. Мы здесь не только готовим, познавательный момент обязательно присутствует. Некоторые дети возвращаются в группу и рассказывают всю последовательность. Мальчики пересказывают воспитателям и сотрудникам, что они делали, кто за какую операцию отвечал», — рассказывает Любовь Коротченкова.

Педагоги добавляют, что до пандемии в цикле занятия был еще один этап — команда поваров ходила в магазин и делала покупки по списку продуктов рецепта. Подход к формированию списка покупок тоже разный: кто-то из ребят воспринимает словесные инструкции, а кому-то необходимо рассказать об ингредиентах с помощью пиктограмм.

Перед походом в магазин в классе происходило обсуждение: кто за какой продукт отвечает, как себя вести в магазине. Все покупки выполняли поэтапно, последовательно: Дима покупает яйца, Катя покупает два яблока, Миша — муку, был ответственный за выкладку продуктов на ленту. В классе снова проговаривали все этапы и начинали готовить.

Книга рецептов

«Самое простое — приготовление бутербродов, но мы всегда используем для этого тостер, чтобы подсушить хлеб. Детям нравится положить хлеб, нажать на кнопочку и ждать „выстрела“, затем мажем бутерброд джемом. Самое сложное — вегетарианский борщ», — перечисляет достижения ребят педагог.

Сейчас юные кулинары уже научились готовить разные блюда: варить овощные супы, кисели, печь яблочные пироги и блины, резать салаты, мариновать овощи, готовить варенье. Эти навыки остаются у ребят и играют большую роль в их самостоятельной жизни.

«Каждый участвует в процессе приготовления по своим возможностям и силам. Кто не может передвинуться по кабинету или помыть за собой тарелку, просит товарища, а сам делает за него что-то другое», — рассказывает Татьяна Ионкина.

Кроме того, юные повара регулярно участвуют в конкурсах «Кулинарный поединок», «Фестиваль постной выпечки», во всероссийской акции «Испеки пирог и скажи спасибо». Например, год назад в конкурсе «Кулинарный поединок» с помощью педагогов ребята представляли японскую кухню — делали роллы.

Рекомендации специалиста по адаптации ребенка к кулинарным занятиям:

  • Не бойтесь того, что ребенок испачкает кухню или что-то разобьет. Дайте ему больше возможностей.
  • Сначала выполняйте действие вместе, потом поэтапно и доведите до того, чтобы он с помощью технологической карты выполнил работу до конца. Вы должны понимать, что навык не отрабатывается за один день.
  • Многие дети любят возиться в воде — разрешите ему, например, помыть фрукты. Когда вся семья соберется за столом, можно сказать, что это ребенок помыл для всех яблоки. Он должен чувствовать свою значимость в семье.
  • Наклейте на шкафах кухни схематические рисунки, где и в каком месте что лежит, это поможет ребенку ориентироваться на месте.
  • Заведите альбом, где вы с ребенком будете наклеивать картинки продуктов, которые вам потребуются. Возьмите его с собой в магазин и следуйте им при покупке.
  • Обязательно хвалите ребенка и проводите анализ выполненной работы. Спросите, что он приготовил, получилось ли у него блюдо, в чем были затруднения.

Московские центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме