22 сентября 2021 года
Еще пару лет назад маленькая Настя с синдромом Дауна изучала окружающий мир только сидя. Сегодня ее не остановить — любознательный ребенок ходит на занятия по ЛФК, гуляет с родными по городу, бегает со сверстниками по детской площадке. Рассказываем, как методика «Портаж» и искренняя поддержка сотрудников из особого семейного центра «Роза ветров» помогли девочке научиться ходить.
Задача — помочь преодолеть страх и пойти
Осенью 2019 года при поддержке Фонда благотворительной помощи детям-сиротам и инвалидам «Димина мечта» социальный педагог Ольга Горюнова, как и команда из восьми специалистов особого семейного центра «Роза ветров», прошла обучение методике «Портаж». Методика «Портаж» — это универсальная технология индивидуальной работы с детьми, которая позволяет пошагово обучать их жизненно важным знаниям.
«Ребенку с особенностями развития необходимо гораздо больше времени для овладения навыками. Благодаря методике он идет маленькими шагами к достижению значимой для него цели. И ему просто нужно помочь развить его способности», — рассказывает Ольга.
В свои неполных полтора года Настя могла сидеть, но не была способна удерживать тело в разных положениях, выполнять произвольные движения. Перед командой специалистов стояла задача расширить поле общения и познания ребенка, помочь ему преодолеть страх движений и препятствий и минимизировать помощь в самостоятельной ходьбе.
«Пробовали показать, как делать шаги. Держась руками за край манежа, она самостоятельно передвигалась, испытывала страх, но потом привыкла. На ходунках каталась, для них сшили специальное поддерживающее сиденье. Она постепенно начинала ходить, ей было интересно», — говорит медсестра Елена Торопова.
Видеть маленькие шажки и радоваться им
Когда Настя поняла, как передвигаться в ходунках, сиденье убрали. Она быстро перебирала ногами, научилась держать равновесие, ходила более спокойно.
После этого девочка училась стоять и делать шаг с поддержкой, ходила около манежа, крепко держась за него и чувствуя опору. Затем со взрослым ходила кругами по группе, за пределами группы, за две руки, потом за одну. Специалисты заметили, что, держась за правую руку, она шагает более уверенно — стали пробовать делать то же самое, держась за левую. Как и по кругу: справа налево шла более уверенно — значит, нужно было разворачиваться в другую сторону.
«С помощью системы „Портаж“ ты видишь, что ребенок сделал шаг, полшага, движение навстречу — это его маленькие достижения. Система направлена на то, что каждое занятие — позитивное для ребенка, у него нет неудачи», — отмечает специалист.
Стратегия овладения навыком заключалась в регулярном повторении — ходить в любую свободную минуту, поэтапно уменьшая помощь. Но у девочки был вполне естественный страх сделать шаг без поддержки, поэтому отпустить руку было самым сложным этапом.
Долгожданные первые шаги
«Первые шаги она совершила от нянечки до нянечки, а они были в таком восторге, прямо до слез. Это расстояние от взрослого до взрослого мы постепенно увеличивали. У самой Насти был восторг, ручки вверх, улыбалась, смеялась. Мы были рады, это маленькая ступенька вверх», — вспоминает воспитатель Светлана Лаптева.
Сейчас девочка научилась ходить самостоятельно. Она с удовольствием изучает окружающий мир, интересуется техникой в группе — например, телевизором, ходит спокойно и уверенно, ей нравятся новые звуки, ощущения.
Помощь рядом
Центры социальной помощи и реабилитации оказывают помощь семьям, в которых воспитываются дети с тяжелыми множественными нарушениями развития и ментальными нарушениями. Сейчас в столице работают четыре таких центра: «Семь-Я», «Формула роста», «Роза ветров» и «Дом детей». При возникновении вопросов, связанных с воспитанием детей, родители всегда могут обратиться к специалистам особых семейных центров.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы