3 сентября 2021 года
Если для здорового ребенка спорт — это зачастую просто развлечение, то для ребят с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это вопрос полноценной жизни. Столичный Институт дополнительного профессионального образования для работников социальной сферы провел дискуссию «Помощь или возможности? Как сделать спорт доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья». Специалисты по реабилитации детей с ОВЗ рассказали, как не навредить ребенку, приобщая его к физическим упражнениям.
С чего начать реабилитацию? Главное — это грамотно и вместе с врачами выбрать вид спорта, учитывая индивидуальные особенности ребенка и его интересы.
Руководитель Благотворительного проекта «Кудо — сила и доброта» Кирилл Симанькин отмечает, что в реабилитации особенно важно участие родителей: «Когда родителей пригласили заниматься единоборством кудо вместе с детьми, то многие были удивлены: активность детей повысилась».
Тренер особых детей — больше, чем тренер
Детям с ОВЗ сложнее выстраивать общение с окружающими. Тренер для таких детей — это друг, который может приободрить при неудачах. Благодаря поддержке тренера ребенок, который с трудом передвигался, может вырасти в победителя Паралимпийских игр. Например, российский бегун Андрей Вдовин завоевал золотую медаль в Токио в беге на дистанции 400 метров. Он начал заниматься бегом в 11 лет, несмотря на диагноз ДЦП. Такие истории воодушевляют.
Преподаватель Института дополнительного профессионального образования работников социальной сферы Снежана Танцюра: «Дети с ОВЗ могут становиться не только паралимпийскими чемпионами. Приведу пример Чарльза Оливейры, чемпиона по смешанным единоборствам UFC: в детстве несколько лет он провел в больнице из-за ревматоидного артрита лодыжек. Да, один из лучших бойцов мог бы остаться человеком с инвалидностью, если бы не спорт. Поэтому я всегда говорю, что большинство детей с ОВЗ могут развиваться и участвовать наравне с другими детьми, допустим, в обычных уличных играх. Знакомиться, соревноваться и даже выигрывать у сверстников вполне им по силам. Но наше общество должно понимать, каких героических усилий стоит подобная работа».
Но даже если маленький человек не станет профессиональным спортсменом, то регулярные тренировки помогут развить дисциплину и характер — качества, необходимые в любой сфере жизни.
Мотивируем с умом
Главный навык как родителей, так и тренера — это способность эффективно мотивировать.
Андрей Гусев, инструктор-методист Комплексного реабилитационно-образовательного центра столичного Департамента труда и соцзащиты: «12-летнего ребенка с диагнозом ДЦП привезли на коляске в зал лечебной физкультуры. Физические данные ребенка не позволяли ему активно двигаться. Но мальчик увлекался биологией и мог часами напролет рассказывать о любом предмете. Тогда тренер реабилитационной программы предложил подопечному собрать молекулу ДНК из кубиков лего, предварительно разместив их в разных концах спортзала. И, превозмогая собственные ограничения, мальчик не только получил полноценную тренировку, но и собрал отличную модель ДНК. Теперь он увлекается не только наукой, но и физической активностью».
Практика — основа всего
Главным партнером дискуссионной площадки выступил Благотворительный фонд «Дом Роналда Макдоналда», вместе с которым ИДПО разработал специальную программу «Технологии адаптивной физической культуры в реабилитации». По ней будут обучаться специалисты-реабилитологи и родители детей с ОВЗ.
В конце встречи сотрудники фонда вместе со Снежаной Танцюрой и Еленой Курышиной провели мастер-класс. Участники онлайн-встречи выступали в роли детей и выполняли не самые простые задания на внимание, память, координацию, разминку речевого аппарата. Каждое упражнение было разработано для развития конкретных навыков, необходимых в быту.
«Однажды команда ребят с ОВЗ готовилась к марафону на спортивной базе в Подмосковье. Рядом проводила тренировку сборная по американскому футболу из США. Спортсмены-гости сначала даже не поняли, что у наших марафонцев какие-то проблемы со здоровьем. Но когда они осознали, сколько работы проделали ребята для достижения хорошей физической формы, то начали подбадривать их речовками», — привел пример Кирилл Симанькин.
Видеоматериалы встречи доступны по ссылке.
На заметку
Образовательные программы ИДПО помогают специалистам и руководителям социальной сферы оказывать услуги высокого уровня. Подать заявку на обучение в институте может любое учреждение, подведомственное Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы. Для этого достаточно отправить заявку на электронный адрес: support-dist@social.mos.ru. Также при необходимости специалисты института помогут подобрать вам и вашей команде подходящую образовательную программу или разработать ее, исходя из запроса.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы