23 августа 2021 года
Удаленка отвоевывает всё новые рубежи, люди всё больше привыкают работать в одиночку. А как же командная работа? Во многих сферах слаженная работа в коллективе по-прежнему необходима для достижения качественного результата, и социальная сфера не исключение. Поэтому на занятиях в столичном Институте дополнительного профобразования особое внимание уделяется работе в командах. Практически в каждой из 47 образовательных программ ИДПО в той или иной степени присутствуют элементы тимбилдинга.
Понятие «командообразование» возникло в середине прошлого века, когда крупные управленцы осознали, что слаженная команда всегда будет работать лучше, чем разобщенная группа талантливых одиночек. При этом важно понимать, что далеко не любой коллектив можно назвать командой. В чем же разница?
Команда — это совокупность людей, способная результативно и эффективно решать задачи, то есть не просто достигать результата, но и беречь при этом ресурсы сотрудников.
Большая часть образовательных программ Института основывается на групповых активностях. Во время обучения люди взаимодействуют друг с другом, образуют коллектив со своей структурой, лидерами и исполнителями.
Слушатели приобретают опыт живого взаимодействия с коллегами, вместе переживают успехи и неудачи, ищут решение микроконфликтов, которые также неизбежны в команде. В результате поведение участников меняется. Они на собственном опыте понимают, как важно поддерживать друг друга, выстраивать конструктивные отношения.
Инструменты для обучения командной работе
- Конкуренция. Группа обучающихся разделяется на команды, чтобы соревновательный дух становился дополнительным стимулом.
- Ролевая игра. Тренер распределяет роли в команде— «исполнитель», «клиент», «руководитель» — и предлагает решить тот или иной кейс.
- Интерперсональный подход. Делает акцент на улучшении межличностных отношений. Тренер вовлекает каждого участника в раскрытие себя перед коллективом, что повышает доверие друг к другу и сплоченность всей группы.
- Групповая ответственность. Каждый несет ответственность за коллег. С одной стороны, поступки одного человека влияют на всю команду, а с другой — коллектив способен гораздо эффективнее защитить своего сотрудника.
Чем командный подход лучше группового
Недостатки, характерные для группы профессионалов:
- Невозможно тиражировать приемы одной группы на другую, т.к. каждая создается заново.
- Групповые усилия порождают социальную лень. Даже самые продуктивные профессионалы при групповой работе со временем скатываются до низкорезультативных показателей.
Командообразование не имеет таких негативных эффектов. Несмотря на то, что сотрудники объединены одной целью, они сохраняют независимость и индивидуальные роли, учатся налаживать взаимодействие. Это стандартный механизм, который затем легко переносится в повседневную работу.
Групповая работа состоит из постановки задач и их исполнения, а команда — это живая психологическая система, пробуждающая в каждом участнике чувство общности и ответственности. В команде люди соединяют идеи и опыт каждого для достижения общей цели.
Результат правильно выстроенной команды — эффективность, отсутствие текучки кадров, лояльность сотрудников к организации и работодателю, а также неизменное повышение качества оказываемых услуг.
На заметку
Образовательные программы ИДПО помогают специалистам и руководителям социальной сферы оказывать услуги высокого уровня. Подать заявку на обучение в Институте дополнительного образования работников социальной сферы может любое учреждение, подведомственное столичному Департаменту труда и соцзащиты. Для этого достаточно отправить заявку на электронный адрес: support-dist@social.mos.ru. Также при необходимости наши специалисты помогут подобрать вам и вашему коллективу подходящую образовательную программу или разработать ее, исходя из вашего запроса. Только за первое полугодие 2021 года Институт повысил квалификацию 5 тысяч специалистов и почти 1,5 тысячи руководителей.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы