18 августа 2021 года
Родители сегодня уделяют много времени подготовке к школе: учат читать, считать и писать с трех лет, а когда ребенок осваивает эти навыки, считают, что он готов к школе — ведь он все умеет! Однако поступление в школу меняет весь образ жизни ребенка. Учеба — важное и ответственное дело, в жизнь первоклассника вносятся новые заботы, волнения и трудности.
Каковы же они? Нежелание выполнять требования взрослых, неусидчивость, волнение, растерянность, отсутствие внимания. В чем кроется причина и что делать родителям, рассказала специалист по социальной работе семейного центра «Зюзино» Наталья Филатова.
Мне посоветовали семейный центр
В семейный центр «Зюзино» обратилась Евгения, мама первоклассника Матвея: мальчик пошел в школу в 6 лет 9 месяцев. «Мы усиленно готовились к обучению, даже ходили в несколько подготовительных групп. Но спустя время я стала замечать, что Матвей психологически не готов к учебе. Учителя всячески поддерживали сына, но он их не слушал, смотрел в окно или рисовал на парте. Поговорив с классным руководителем, я решила обратиться в семейный центр «Зюзино», — говорит Евгения.
В этой ситуации женщине предложили индивидуальные консультации, а мальчику — занятия по развитию памяти и внимания, усидчивости, логического мышления и фантазии, фонематического слуха. В результате удалось установить причину возникших трудностей Матвея. Из-за особенностей развития у мальчика были сложности с концентрацией внимания, возникала рассеянность, суетливость, низкий уровень развития воли, коммуникативные трудности, сложности привыкания к классному коллективу. Евгения скорректировала режим дня сына, распорядок выполнения уроков и времени отдыха, стала учить Матвея самостоятельности, уделяла внимание развитию навыков общения. В процессе такой работы улучшилась не только успеваемость ребенка, но и семейные отношения: семья стала часто вечером собираться вместе за обсуждением интересной книги или кинофильма или за совместной игрой в настольные игры.
Готовность ребенка к школе
Мотивация, интерес к учению намного важнее того багажа готовых знаний, которым мы успели «наполнить» ребенка перед школой. В этот период у детей уже формируется познавательный интерес к учебе, изучению нового, освоению мира. Родителям важно не пугать ребенка критикой и оценкой учителя. Ваше спокойное отношение к школьным заботам поможет ребенку справляться с трудностями без паники.
Поделитесь с ним воспоминаниями о своих учебных годах. Расскажите о своих успехах и неудачах, чувствах по этому поводу.
Эмоционально-волевая готовность — это способность ребенка управлять своим поведением и эмоциями. Первоклассника ждет напряженный труд, он должен уметь делать не только то, что ему хочется, но и то, что от него потребует учитель, школьный режим, школьная программа. Чтобы делать не только приятное, но и необходимое, нужно волевое усилие, способность управлять своим поведением и умственной деятельностью — вниманием, мышлением, памятью.
Если эта способность не сформирована, то ребенок не контролирует свои эмоции, практически сразу впадает в истерику, разбрасывает вещи, не умеет проигрывать и уступать. Помогут игры, которые направлены на мыслительный процесс, дают возможность проверить и развить свои способности, включают его в соревнование с другими учащимися.
Основной показатель развития — ежедневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.
Интеллектуальная готовность к школе — это способность первоклассника к овладению такими мыслительными операциями, сравнение и обобщение. В процессе учебной деятельности ребенок должен научиться устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, разрешать противоречия.
К началу поступления в школу ребята интересуются самим процессом постижения нового. Основная задача родителей в этот период — стимулировать познавательный интерес ребенка. Любознательный ребенок задает множество вопросов, и задача взрослых — правильно отвечать на них.
Как сформировать у ребенка желание учиться:
Самое важное, что необходимо сделать родителям — создать условия для того, чтобы ребенок сам проявил интерес к учебе. Быть терпеливыми, не ругать ребенка, направлять его и показывать ценность образования. Как же это сделать?
Следите за режимом дня школьника. Важно, чтобы у ребенка оставалось достаточно времени для отдыха и полноценного сна (ложиться спать лучше не позже 21 часа). После занятий нужен отдых 1,5–2 часа. При таком режиме нервная система первоклассника будет лучше адаптироваться к учебным нагрузкам.
Время для занятий ребенка — это пик его активности. Организовать время необходимо так, чтобы к выполнению заданий школьник приступал во время своей наивысшей активности. Если они будут проводиться в период спада активности у ребенка, его не получится заинтересовать учебой.
Смысл учебы — в знаниях.
Важно подчеркивать ценность знаний и результатов, которые будут достигнуты благодаря учебе. Чаще хвалите его, чтобы у него появилась уверенность в своих силах. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, чтобы не разрушить его мотивацию к учебе.
Не завышайте значение оценок!
Расскажите ребенку о том, что оценки, конечно, важны, но цель учебы не в том, чтобы получить высокую оценку, а в том, чтобы стать интеллектуально развитым, получить новые знания. Это гораздо лучше поможет заинтересовать первоклассника учебой, чем культ пятерок в дневнике.
Внеурочное время должно быть интересным и насыщенным.
Постарайтесь, чтобы жизнь ребенка не замыкалась только на учебе и у него была отдушина в виде увлечений: спортивных секций, рисования, музыки, рукоделия, различных кружков, а также возможность проводить время с друзьями.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы