Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Нарисовать настроение: как в семейных центрах родителям помогают лучше узнать своего ребенка с помощью арт-терапии

16 августа 2021 года

Нарисовать настроение: как в семейных центрах родителям помогают лучше узнать своего ребенка с помощью арт-терапии

Любовь к искусству формируется уже в раннем детстве. Многие из взрослых отчетливо помнят себя с карандашами и кисточками в руках, увлеченно рисующими очередной шедевр. Творчество — отличный способ раскрыть своего ребенка как личность. О роли арт-терапии в работе с детьми рассказала психолог семейного центра «Западное Дегунино» Татьяна Дубровских.

В семейный центр «Западное Дегунино» за помощью обратилась мама девятилетнего Артема. Мальчик очень любознательный, умный разносторонний, отзывчивый, творческий, но у него трудности в общении со сверстниками. Ребенок тяжело шел на контакт, особенно с незнакомыми людьми. «В попытке разговорить Артема я увидела, как он заинтересованно смотрел на стакан с фломастерами. Тогда я предложила мальчику вместо рассказа попробовать нарисовать то, что происходит внутри. И тут произошел прорыв — через творчество, цветовую гамму, штрихи и нажим я поняла суть проблемы буквально за пять минут. Нам потребовалось несколько встреч, чтобы полностью проработать сложившуюся ситуацию, и каждый раз наше общение превращалось в творческую деятельность, по окончании которой мальчик уходил счастливым и полным уверенности в себе», — рассказывает психолог.

Желтый  оптимизм

Арт-терапия хороша тем, что ребенок, сам того не осознавая, проецирует свои внутренние переживания на творение. Даже определенный выбор красок в рисунке уже ответит за юного школьника, что творится у него в душе. Попробуйте и вы обратить внимание, какие цвета выбирает чадо в зависимости от настроения:

Красный — сила воли, эксцентричность, повышенная активность, возбудимость.

Зеленый — уравновешенность, независимость, настойчивость, упрямство, стремление к независимости.

Желтый — оптимизм, положительные эмоции, непосредственность, любознательность.

Синий (особенно темный) — концентрация, сосредоточенность на внутренних проблемах, потребность в покое.

Черный — подавленность, протест, настоятельная потребность в изменениях.

Серый — безразличие, отстраненность, недостаток положительных эмоций, нежелание замечать то, что тревожит.

«Здесь стоит обратить внимание и на возрастные особенности ребенка — такие критерии применимы уже к ребятам-школьникам. Дошкольники же, напротив, воспринимают рисование как процесс творчества, а не отображения целостной картины мира. Не заостряйте свое внимание на обилии черного цвета в рисунках малыша — это лишь говорит о том, что ему хочется контрастности в картине. У ребят от 7 лет рисование воспринимается в первую очередь как способ изображения окружающей среды, поэтому в этом случае выбор цвета — осознанный», — говорит Татьяна.

Пластилиновый талисман

«Мой девятилетний фантазер разговорился во время лепки из пластилина. А задача стояла такая: слепить талисман, который оберегает от страха и защищает. Мы разговаривали об этом талисмане долго и лепили его несколько встреч. Ребенку не было сложно говорить о своих коммуникационных проблемах, скорее интересно, он перестал чувствовать себя уязвимым, обрел внутреннюю уверенность», — делится Татьяна.

Попробуйте и вы с ребенком слепить талисман. Во время процесса лепки задавайте ему поясняющие вопросы: что это будет? от чего он будет оберегать и защищать? какой он будет формы? и, быть может, имеет свое уникальное название? Это поможет малышу обрести защиту и контроль над ситуацией.

Эмоции и коммуникации

Дети копируют наш стиль поведения, манеры, слова и эмоции, иногда даже не понимая их. Попробуйте, словно два актера, вы и ребенок, изображать эмоции: один называет, другой показывает, или можно изображать и угадывать другому их. Вариаций много. Но суть одна: научиться понимать и доносить собеседнику свои эмоции. «Артем учился со мной и этому. Со временем отношения в коллективе у него стали мягче, добрее, менее конфликтные. Я вижу изменения в нем, и очень приятно услышать обратную связь не только от него, но и от его мамы», — говорит специалист.

А если вам трудно сделать первый шаг в совместном искусстве и познакомиться с арт-терапией, обращайтесь обязательно в столичные семейные центры.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме