Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Маленькие шаги к большой цели: как в реабилитации детей с инвалидностью используется методика «Портаж»

6 августа 2021 года

Перед родителями и педагогами всегда стоит вопрос, как эффективно построить маршрут развития ребенка с особыми потребностями. В Центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» помимо основных программ развития применяется методика «Портаж». Рассказываем о ее главных принципах и результатах, которых удается достичь.

Вперед с опорой на имеющиеся навыки

Дети с особенностями развития могут многое из того, что умеют их сверстники, просто им требуется гораздо больше времени для овладения тем или иным навыком. ЦССВ «Сколковский» с 2017 года использует в работе методику «Портаж». Она получила международное признание и широко применяется во многих странах мира. В России распространением методики «Портаж» занимается благотворительный фонд «Димина Мечта», где проводят обучающие семинары для родителей и специалистов.

Методика подходит для малышей с самого рождения с задержкой развития минимум на шесть месяцев в более чем двух областях, а также для детей с особенностями, которые провоцируют задержку в развитии.

В работе специалисты опираются на уже имеющиеся умения. «Портаж» основан на принципе пошагового формирования навыка. Другими словами, необходимо разложить одну большую цель на мелкие последовательные и достижимые именно для конкретного ребенка шаги.

Научиться держать ложку — шаг к независимости

«Нашему воспитаннику, двухлетнему Егору, нужно было научиться самостоятельно есть ложкой, − рассказывает тренер методики «Портаж», педагог допобразования центра «Сколковский» Мария Машкова.

Чтобы Егор научился новому навыку, специалисты разбили эту цель на шаги:

  • Сначала ребенок учился захватывать и удерживать в руках ложку.
  • Учился зачерпывать пищу из тарелки.
  • Учился доносить ложку с едой до рта и класть в рот.
  • Финальный шаг: учился пережевывать и проглатывать пищу.

За полтора месяца команда специалистов помогла Егору научиться пользоваться ложкой.

Самостоятельный прием пищи относится к жизненно важным навыкам. Если ребенок с ОВЗ научится уверенно пользоваться ложкой, а впоследствии − и другими столовыми приборами, он не будет зависеть от окружающих его близких или персонала центра.

Для успешного освоения этих маленьких целей-шагов специалисты подбирают игры, направленные на формирование навыка, а также предлагают систему контроля, точно определяющую, что ребенок достиг успеха.

«В нашем центре специалист занимается с ребенком каждый день. Для эффективной работы необходимо составить первоначальный профиль развития, а на его основании — индивидуальную программу. Каждую неделю междисциплинарная команда выбирает цель обучения, исходя из умений ребенка, его естественного интереса», − отмечает Мария Машкова.

Основные принципы методики «Портаж»

  • Маленькие шаги в обучении
  • Празднование каждого успеха
  • Партнерство
  • Инклюзия
  • Обобщение навыков
  • Принятие разнообразия
  • Создание возможностей
  • Долгосрочное планирование
  • Поддержка
  • Практичность, непосредственность, уместность
  • Ребенок, семья, общество − единое целое
Узнать больше о жизни столичных центров содействия семейному воспитанию вы можете на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники ЦССВ и приемных семей, все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме