6 августа 2021 года
Перед родителями и педагогами всегда стоит вопрос, как эффективно построить маршрут развития ребенка с особыми потребностями. В Центре содействия семейному воспитанию «Сколковский» помимо основных программ развития применяется методика «Портаж». Рассказываем о ее главных принципах и результатах, которых удается достичь.
Вперед с опорой на имеющиеся навыки
Дети с особенностями развития могут многое из того, что умеют их сверстники, просто им требуется гораздо больше времени для овладения тем или иным навыком. ЦССВ «Сколковский» с 2017 года использует в работе методику «Портаж». Она получила международное признание и широко применяется во многих странах мира. В России распространением методики «Портаж» занимается благотворительный фонд «Димина Мечта», где проводят обучающие семинары для родителей и специалистов.
Методика подходит для малышей с самого рождения с задержкой развития минимум на шесть месяцев в более чем двух областях, а также для детей с особенностями, которые провоцируют задержку в развитии.
В работе специалисты опираются на уже имеющиеся умения. «Портаж» основан на принципе пошагового формирования навыка. Другими словами, необходимо разложить одну большую цель на мелкие последовательные и достижимые именно для конкретного ребенка шаги.
Научиться держать ложку — шаг к независимости
«Нашему воспитаннику, двухлетнему Егору, нужно было научиться самостоятельно есть ложкой, − рассказывает тренер методики «Портаж», педагог допобразования центра «Сколковский» Мария Машкова.
Чтобы Егор научился новому навыку, специалисты разбили эту цель на шаги:
- Сначала ребенок учился захватывать и удерживать в руках ложку.
- Учился зачерпывать пищу из тарелки.
- Учился доносить ложку с едой до рта и класть в рот.
- Финальный шаг: учился пережевывать и проглатывать пищу.
За полтора месяца команда специалистов помогла Егору научиться пользоваться ложкой.
Самостоятельный прием пищи относится к жизненно важным навыкам. Если ребенок с ОВЗ научится уверенно пользоваться ложкой, а впоследствии − и другими столовыми приборами, он не будет зависеть от окружающих его близких или персонала центра.
Для успешного освоения этих маленьких целей-шагов специалисты подбирают игры, направленные на формирование навыка, а также предлагают систему контроля, точно определяющую, что ребенок достиг успеха.
«В нашем центре специалист занимается с ребенком каждый день. Для эффективной работы необходимо составить первоначальный профиль развития, а на его основании — индивидуальную программу. Каждую неделю междисциплинарная команда выбирает цель обучения, исходя из умений ребенка, его естественного интереса», − отмечает Мария Машкова.
Основные принципы методики «Портаж»
- Маленькие шаги в обучении
- Празднование каждого успеха
- Партнерство
- Инклюзия
- Обобщение навыков
- Принятие разнообразия
- Создание возможностей
- Долгосрочное планирование
- Поддержка
- Практичность, непосредственность, уместность
- Ребенок, семья, общество − единое целое
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы