2 августа 2021 года
В Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой проходят реабилитацию преимущественно дети и взрослые с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В детскую программу часто входят занятия с дефектологом.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата возможны сопутствующие расстройства: сенсорные, интеллектуальные, поведенческие, речевые. Диапазон уровня нервно-психического развития пациентов очень широк: от грубых множественных нарушений до легкой задержки психоречевого развития.
В течение первых дней пребывания ребенка в отделении специалисты на медико-психолого-педагогическом консилиуме оценивают особенности его развития и возможные перспективы.
Учитель-дефектолог — ведущий специалист в обучении и развитии детей с особенностями. Он выявляет нарушения развития, занимается профилактикой вторичных отклонений, а также психолого-педагогическим сопровождением семьи.
На первых занятиях дефектолог проводит диагностику: ребенок проходит специальные тесты, выполняет задания, специалист беседует с ним. По итогу дефектолог оценивает возможности ребенка и определяет задачи на реабилитационный период. Также специалисты составляют индивидуальную программу развития, направленную на социализацию, улучшение коммуникативных навыков, формирование знаний об окружающем мире. В конце реабилитационного периода специалисты оценивают динамику развития ребенка.
За первую половину 2021 года реабилитационные услуги в центре получили 482 ребенка, из них не менее 430 человек занимались с дефектологом.
Принципиальное значение при коррекции имеет комплексный подход. В него входит психоэмоциональное развитие, речь, сенсорное восприятие, представления об окружающем мире, моторные навыки, игры. Члены семьи − непосредственные участники коррекционно-развивающего обучения. Специалисты также обучают родителей занятиям с ребенком дома. Ведь курс реабилитации закончится, а дальше стимулировать развитие ребенка будут члены семьи.
Юлия Серебрякова, дефектолог центра, поделилась несколькими советами, как сделать домашние занятия с ребенком наиболее эффективными.
- Будьте в непрерывном контакте с ребенком (эмоциональном, речевом, тактильном).
- Разговаривайте с ребенком, даже если вам кажется, что он вас не понимает. Речь взрослого должна быть выразительной и краткой.
- Комментируйте все действия, которые вы совершаете или собираетесь совершить с ребенком. Например: «Я возьму тебя на ручки», «Пойдем мыть руки», «Я включу свет», «Я расчешу тебе волосы». Это дает ребенку время настроиться на предстоящие события, действия.
- Рассказывайте о своих планах на предстоящий день. Ребенку это важно! Предсказуемость предупреждает ряд негативных реакций и нежелательное поведение ребенка.
- Радуйтесь малейшим достижениям и маленьким победам ребенка, подкрепляйте появившиеся навыки и умения в повседневной жизни. Это стимулирует дальнейшее развитие.
- Не сравнивайте ребенка с ровесниками! У каждого свой путь. Ребенок с особенностями здоровья проходит те же этапы развития, что и нормотипичный ребенок, но со своим темпом и в другом объеме.
- Будьте в тесном контакте с педагогами и наставниками, следуйте их рекомендациям. Выполняйте в домашних условиях задания, предусмотренные индивидуальной программой развития. Это позволит ребенку закрепить полученные навыки и раскрыть ресурсные возможности.
Помощь рядом
Чтобы получить реабилитационные услуги в Научно-практическом центре медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л. И. Швецовой, обратитесь в Территориальный центр социального обслуживания по месту жительства или напрямую в учреждение.
Телефоны отделения медико-социальной реабилитации детей в стационарной форме: 8 (499) 729-53-60; в нестационарной форме: 8 (495) 948-90-50. Служба ранней помощи: 8 (499) 762-25-51.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы