Ярмарки и городские гулянья всегда были частью русской культуры и истории. Приобщение к ней, к традициям русского народа важно для всех детей и подростков. Рассказываем, как этот процесс организован в Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Роза ветров». Все три летних месяца здесь реализуется проект «Веселая ярмарка».

В столичном центре «Роза ветров» три летних месяца проходит «Веселая ярмарка» — проект летней оздоровительной кампании, который направлен на знакомство детей с ментальными нарушениями с культурой и традициями русского народа. Четыре группы воспитанников разного возраста все лето «гуляют» по ярмарке, знакомятся с ее забавами и традициями под руководством воспитателей.

«Сама идея возникла спонтанно: во время подготовки к лету решили придумать что-нибудь необычное. Зацепились за слово „ярмарка“, и работа пошла: сейчас в проект входят занятия по лепке и по рисованию, знакомство с народными промыслами», — рассказывает воспитатель Елена Бердникова.

Воспитатель Ольга Чадаева продолжает: «Эта идея объединила все виды деятельности: познавательную и продуктивную, игру и песню. В старину проводились ярмарки, на которых было все: свою продукцию представляли ремесленники, ткачи, кузнецы, и в то же время проходили увеселительные мероприятия, скоморохи ходили. На нашей „Веселой ярмарке“ все объединено: мы знакомим детей с русской культурой, традициями, фольклором, тут же у нас хороводные игры, потешки».

Взаимодействие через музыку

Дети знакомятся с русским фольклором, русскими традициями и обычаями. По словам воспитателей, до ребенка важно донести, что у каждого человека есть своя Родина, что он является частью народа. Поэтому летний проект стал настоящим праздником совместного творчества воспитанников с ментальными нарушениями и педагогов.

На ярмарке играет веселая музыка и звучат народные песни. Ребята с ментальными нарушениями чутко откликаются на мелодии, поэтому звучание русских народных песен «Во поле березка стояла», «Барыня», «Камаринская» логично вплетается в любую деятельность, будь то игра или выпекание блинов.

«Если говорить об особенностях народной культуры, то в песнях можно заметить частые повторы. Например, „Во поле березка стояла, во поле кудрявая стояла“. Повторение — это как раз то, что нужно для наших детей, чтобы ребенок усвоил и запомнил информацию. А народные игры как раз подходят для детей с нарушением координации. Тот же „Ручеек“ направлен на развитие общей моторики», — рассказывает Ольга Чадаева.

Елена Бердникова добавляет: «Ребята активно реагируют на музыку, откликаются. С помощью мелодии дети быстро находят общий язык, включаются в игры. Например, дети с аутистическим спектром небыстро идут на контакт, а вот в игровой форме с музыкальной составляющей они больше взаимодействуют друг с другом».

Каким веселым, интересным и увлекательным занятием на ярмарке становится вождение хоровода! Медленно, не спеша, аккуратно ступая по кругу, дети водят хороводы, слушая красивые, лирические русские народные песни. Ребята с большим интересом и удовольствием становятся в круг, держат друг друга за руки, улыбаются и двигаются по кругу.

Одним из главных обязательных героев ярмарочных представлений всегда была кукла Петрушка. Этот представитель народного фольклора — прекрасный атрибут и украшение любого занятия с детьми. С большим удовольствием ребята участвуют в постановках и показах кукольных представлений, совместно с педагогами изготавливают персонажей кукольного театра.

Настоящим праздником для воспитанников с ментальными нарушениями стали занятия по выпечке блинов и пирогов. Дети совместно со взрослыми замешивают тесто, лепят и выпекают пироги, жарят и украшают блины.

«Вкуснее, веселее и интереснее мероприятие придумать невозможно. Все получают огромное удовольствие. На занятии мы не только пекли, но и рассказывали, из каких продуктов и как готовят. Каждый ребенок участвует: кто яичко разбил, кто тесто мешал, кто начинку сделал, кто помогал испечь, и так в конце каждого занятия есть какое-то блюдо», — рассказывает Елена Бердникова.

Ольга Чадаева добавляет: «В проекте участвуют ребята разного возраста: и дошкольники, и ребята постарше, — тем игры и хороши. Более сложное — для взрослых, что-то попроще могут делать малыши. Когда пекли блины: самые маленькие дети замешивали тесто, а дети постарше уже могли выпекать — и все заняты».

С помощью игр дети весело проводят время, учатся ловкости, развивают координацию движений, внимание, бытовые навыки и умения. Педагоги проводят с воспитанниками традиционные ярмарочные игры: «Ручеек», «Бояре», Жмурки«, «Горелочки с платочками», «Городки», «Лапта» и многие другие.

Богатая русская культура дает педагогам неограниченные возможности для творчества, фантазии, импровизации в работе с детьми. Воспитатели уверены: у каждого ребенка обязательно останется в памяти яркий и красочный образ этого лета на «Веселой ярмарке».

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы