Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Эксперты ИДПО поделились, как эмпатия и эмоциональный интеллект применяется в социальной работе

15 июля 2021 года

Эксперты ИДПО поделились, как эмпатия и эмоциональный интеллект применяется в социальной работе

В столичном Институте дополнительного профессионального образования работников социальной сферы доступны современные модульные образовательные программы, которые помогают прокачать профессиональные и личностные навыки (soft skills). О том, как последние применимы в работе социальных работников, рассказали эксперты института.

Зачем нам эмоциональный интеллект и эмпатия

Эти понятия относятся к soft skills, то есть личностным навыкам. Каждый специалист помогающих профессий — социальный работник, психолог, реабилитолог — должен обладать комплексом знаний, умений и личных качеств, которые дополняют профессиональные навыки (hard skills).

Эмоциональный интеллект (EQ) — умение отдавать себе отчет в том, что испытываешь те или иные эмоции, а также способность различать эмоции других людей, делая адекватные выводы. Эмпатия — сознательное проявление чуткости, производное от развитого эмоционального интеллекта умение проявить сострадание в приемлемой для окружающих форме.

Люди с развитым эмоциональным интеллектом реже страдают от профессионального выгорания, лучше ладят внутри коллектива, а также добиваются бо́льших успехов в профессиях, связанных с общением.

Эксперты ИДПО используют множество обучающих материалов, которые позволяют отследить стадии развития и эмоционального интеллекта в том числе.

«Человек на пути развития эмоционального интеллекта проходит четыре универсальных этапа. Во-первых, он учится понимать и принимать себя. Затем он должен подчинить себе эту сферу, то есть освоить эффективное управление собственной личностью, собственными эмоциями. Третьим этапом становится понимание другого человека. В-четвертых, управление другим и оказывается финальной стадией этого важнейшего процесса», — рассказала кандидат педагогических наук Снежана Танцюра, преподаватель Центра компетенций.

«Эмпатия — не только эмоциональное сближение, но и умение грамотно отстраниться от другого (при необходимости), вновь сфокусироваться на себе, чтобы время от времени заново обретать внутренний баланс в рамках собственной работы и жизни. При повышении уровня эмпатии приходит понимание, что помочь другому может лишь тот, кто и в отношении к самому себе также адекватен и эффективен. Проявляется эмпатия еще и в умении понять, когда подопечный начинает злоупотреблять вниманием социального работника, дипломатично пресекая подобные попытки», — добавила эксперт.

Какой интеллект важнее

Эмоциональный интеллект (EQ) является более важным фактором для успеха личности. Даже те люди, коэффициент интеллектуального развития (IQ) которых находится на достаточно высоком уровне, могут испытывать трудности с социализацией и продвижением по карьерной лестнице. Эмпатам от природы и тем, кто благодаря практическому обучению смог развить свои эмоционально-интеллектуальные способности (EQ), гораздо проще добиваться результатов в самых важных жизненных сферах.

За силу эмпатии и чуткость человека отвечают зеркальные нейроны в коре головного мозга. Их количество у всех людей разное. Поэтому сформировалось мнение, что эмоциональный интеллект — якобы чисто природный дар, который либо есть, либо напрочь отсутствует.

Человек, у которого с самого рождения количество зеркальных нейронов выше среднего, изначально более склонен к состраданию и пониманию мотивации других людей. На интуитивном уровне он воспринимается другими как более понимающая, «эмпатичная» (да и симпатичная тоже) личность. Но эту способность вполне возможно натренировать даже тому, кто от природы обделен зеркальными нейронами. Именно в процессе практического взаимодействия с коллегами и преподавателями института личностные качества развиваются наиболее эффективно.

Одна из практик развития эмпатии — когда обучающийся в течение тренинга реально становится на место человека с ограниченной функциональностью. Например, он присутствует на обучении с закрытыми глазами или на долгое время принимает неестественную позу. Таким образом, он на практике ощущает, насколько тяжело каждый день решать простейшие задачи человеку с теми или иными ограничениями. У него создается эмоциональное вовлечение, и в своей дальнейшей работе специалист будет легче понимать получателя услуг.

ИДПО предлагает несколько образовательных программ, в которых сделан особый акцент на развитии эмоционального интеллекта и эмпатии. Для специалистов поддержки семьи и детства это «Эффективные коммуникации специалиста опеки и попечительства», «Выявление и профилактика семейного неблагополучия. Работа со случаем».

Эксперты по реабилитации развивают эмпатию на программах «Реабилитационная работа в учреждениях социальной сферы», «Аутизм: коммуникация и социальное взаимодействие», «Прикладная психология в социальной сфере».

Руководители социальной сферы могут прокачать свои навыки эмоционального интеллекта на курсе «Современное управление: системность и человекоцентричность», «Работа со сложными клиентами», а специалисты долговременного ухода — в рамках «Тренинга для тренеров по обучению специалистов в практике долговременного ухода», «Эффективное взаимодействие социального работника».

На заметку!

Образовательные программы ИДПО помогают специалистам социальной сферы развивать профессиональные и личностные компетенции. Подать заявку на обучение в Институте дополнительного образования (ИДПО) работников социальной сферы может любое учреждение, подведомственное столичному Департаменту труда и соцзащиты. Для этого достаточно отправить заявку на электронный адрес.

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Новости по теме