Лето — время загородного отдыха. Долгожданная пора, когда родители стараются отвезти ребят на дачу, на свежий воздух. Кажется, что ребенку ничего больше не нужно кроме природы, воды, песка и игр. Но уже через пару дней родители могут услышать от ребенка: «Мне скучно!». Чем же занять ребенка на даче? Как сделать так, чтобы занятия носили не только развлекательный характер, но и познавательный, а еще лучше — исследовательский. А для ребенка с ограниченными возможностями здоровья важно еще не только научиться чему-то новому, но и поддерживать те навыки и умения, которые он приобрел в течение года, занимаясь со специалистами. Несколько вариантов развивающих занятий подготовили в помощь родителям сотрудники Центра социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Формула роста».

«Задача каждого родителя − превратить работу над закреплением приобретенных навыков у особого ребенка в интересную игру, и для этого не потребуется какой-то сложный инвентарь», − отмечает руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения детей Татьяна Коптева.

Закрепляем навыки самообслуживания

  1. Чистить зубы, играя. Запаситесь несколькими тюбиками зубной пасты с разными запахами, используйте их поочередно при чистке зубов. Но прежде, чем намазать пасту на щетку, — попросите ребенка закрыть глаза и по запаху угадать, какую пасту сегодня он будет использовать. Это придаст интерес процессу. В дальнейшем, эту пасту можно использовать для интересных опытов.
  2. Учимся вести себя за столом. Летом на даче есть время, чтобы устраивать вместе с ребенком внеплановые чаепития с приглашенными гостями: куклами, машинками, плюшевыми игрушками, и, конечно родители, родственники, соседи — все могут прийти в гости. «Вместе с малышом можно накрыть на стол, и показать всем, как правильно кушать и, даже, „покормить“ самых больших „игрушечных неумех“. Используя в игре различные ягоды и фрукты, вы повторите их названия», − советует родителям Татьяна Коптева.
  3. Моем руки. Для отработки этого навыка лето — самое подходящее время. Столько поводов помыть руки! Ведь столько поводов и испачкать их. Не препятствуйте ребенку в желании потрогать все руками. Через тактильные ощущения малыш получает представления о мире, а для детей с особыми возможностями здоровья это просто необходимо. Если ваше чадо не любит мыть руки, то предложите ему помыть руки товарищу-игрушке. Ведь этот приятель так вымазался, такой чумазый, что просто необходимо его искупать. А в процессе купания попросите ребенка продемонстрировать «грязнуле», как нужно мыть руки, как пользоваться мылом, вытирать их полотенцем. Не забывайте хвалить ребенка и подчеркивать, что он все знает и умеет: дети любят чувствовать себя успешными и охотнее помогают тем, кто не умеет.

Юные исследователи

Познавать мир интереснее всего через эксперименты. Они подходят и для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эксперименты с воздухом

  1. Наверное, ваш ребёнок уже знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Покажите ему фокус: наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. Теперь его можно спокойно проткнуть, и он не лопнет!
  2. Расскажите ребёнку, что воздух может быть «сильным». Чтобы он убедился, устройте небольшой конкурс. Возьмите столько пластиковых стаканчиков (из-под йогурта, сметаны и т.д.), сколько будет участников. Поставьте перевернутые стаканчики на край стола. По команде начинайте дуть на стаканчики так, чтобы они двигались к противоположному краю. Ну, кто оказался быстрее?

Эксперименты с водой

  1. Если взять стакан со свежей газированной водой и опустить туда виноградинку, то она сразу потонет, но потом на ней скопятся пузырьки воздуха и поднимут её наверх, там пузырьки лопнут, виноградинка снова потонет. Процесс будет повторяться до тех пор, пока газировка не «выветрится». Объясните, что точно так же поднимаются и опускаются в воде рыбки. У них есть специальный плавательный пузырь: когда надо подняться, рыба расслабляет мускулы, пузырь расширяется, и она идёт вверх, если нужно опуститься на дно, пузырь сжимается.
  2. «Спросите у ребёнка, можно ли сделать воду из „ничего“. Наверное, он скажет, что нет, или заинтересуется, как такое возможно. Поставьте абсолютно сухой стакан в морозильную камеру. Через пару часов достаньте и поставьте на стол. Неожиданно стакан начнёт преображаться. Сначала он запотеет, а через несколько минут на его стенках появятся мелкие капельки воды», − советует специалист.

Эксперименты с зеркалами

  1. Поставьте два зеркала под углом, больше чем 90°, а в угол положите одно яблоко. Сколько всего яблок видит ребёнок? Их стало три! Если постепенно уменьшать угол между зеркалами, то количество яблок начнёт увеличиваться.
  2. Ваш ребёнок будет безумно рад, если специально для него вы сделаете радугу! Просто поставьте зеркало в воду под небольшим углом. Поймайте зеркалом солнечный луч и направьте его на стену. Если радуги нет, повертите зеркало, немного измените угол наклона. Радуга обязательно появится!

Эксперименты со статическим электричеством

  1. Надуйте небольшой воздушный шарик и потрите его о шерсть, мех или свои волосы. Вы сразу увидите, как шарик начал прилипать ко всему: шкафу, стене, а главное — к ребёнку. Расскажите своему малышу, что объясняется это тем, что все предметы имеют определённый электрический заряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических зарядов, и заряды со знаком «минус» и «плюс» начинаю притягиваться. Потому шарик и прилипает.
  2. Ребёнок будет в восторге от ещё одного фокуса, связанного со свойствами электричества. Нарежьте алюминиевую фольгу тонкими узкими полосочками. Проведите по своим волосам расчёской, а затем поднесите её вплотную к полоскам и посмотрите, что будет.

Познавательные эксперименты

  1. А ваш ребёнок когда-нибудь интересовался, почему большинство продуктов вы убираете в холодильник? В любом случае ему будет интересно узнать, почему мы так поступаем. Для этого можно провести небольшой наглядный эксперимент. Возьмите 2 стакана с небольшим количеством молока, один оставьте на столе на кухне, а другой − уберите в холодильник. Через 3 дня сравните содержимое стаканов. Вы увидите, что молоко со стола превратилось в простоквашу и стало пахнуть кислым, а молоко из холодильника осталось свежим. Объясните ребёнку, что это происходит из-за того, что в молоке живёт большое количество микробов и бактерий, когда они попадают в подходящие условия (тепло), начинают размножаться. А в холодильнике холодно, и размножаться так быстро, чтобы молоко портилось за 3 дня, они не могут. Именно поэтому многие продукты убираются в холодильник.

«Возможно, для вас эти эксперименты покажутся очевидными, но помните, что жизненный опыт вашего ребенка не сравним с вашим. И очень многие вещи вокруг него, хоть и знакомы ему, но не всегда понятны. Любой из перечисленных опытов можно использовать как интересную развивающую игру, в процессе которой вы с малышом сможете лучше понять друг друга. И Вашему ребенку скучать на даче будет некогда!», − убеждена Татьяна Коптева.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы