20 мая 2021 года
Когда в семье появляется ребенок с особенностями развития, родители по-разному справляются со своими переживаниями. Кто-то долго живет в состоянии напряжения, самостоятельно пытается решать свои проблемы и закрывается от окружающей действительности. А кто-то начинает жить по-новому, принимает ребенка таким, какой он есть, и преодолевает отчаяние. Оказать содействие семьям на этом этапе готовы в Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Семь-Я», где реализуется проект «Ранняя помощь». Специалисты ведут работу даже с новорожденными детьми и в некоторых случаях с еще беременными мамами, находящимся в группе риска. Основной принцип работы — начало помощи на наиболее раннем сроке развития ребенка.
Особенность — не приговор
Партнером центра в этом проекте выступает ДГКБ им. Н. Ф. Филатова. Именно здесь семьи, в которых появился малыш с особыми потребностями, получают информацию о ЦСПР «Семь-Я» и помощи, которую им могут там оказать.
В центре «Семь-Я» ведет работу служба ранней помощи «Растем вместе». Ее задача − поддержка семей, воспитывающих малышей с особенностями развития, работа не только с ребенком, но и с семьей в целом. Обучить родителей способам взаимодействия с ребенком, контактирования и игры с ним — залог успешного развития малыша с особенностями развития.
Часто семья, в которой родился необычный малыш, растеряна. Родители не верят, что их ребенок может быть самостоятельным. Чувство вины и горевание застилают все вокруг и не позволяют родителям взглянуть на малыша по-иному. Первая задача специалистов центра — помочь им осознать, что особенность их малыша — не приговор. Психологи центра консультируют мам и пап по их личным вопросам, помогают пережить горе. На этом этапе создаются доверительные, партнерские отношения. Родителям демонстрируется, что их ребенок может выполнять различные действия самостоятельно. Именно в этот момент в глазах семьи рождается надежда и доверие к собственному ребенку.
Родители сами выбирают ту помощь, которая им нужна
Помимо консультаций, родители обязательно включаются в развивающие занятия с ребенком и специалистом. На этих занятиях опытные психологи, логопеды, дефектологи, массажисты и тренеры показывают и объясняют различные способы взаимодействия с детьми.
«При таком подходе мамы и папы получают пошаговые инструкции и рекомендации, тем самым обучаясь самостоятельной работе: ведь развитие малышей должно быть непрерывно, и также им нужно заниматься дома», − комментирует Елена Морина, руководитель службы ранней помощи.
Самостоятельная работа дома также проходит с поддержкой специалистов. Родители по полученным инструкциям записывают короткие видео занятий, по которым получают обратную связь, обсуждают ошибки или, наоборот, правильные действия. В период пандемии такая форма работы стала основной и хорошо себя зарекомендовала.
Исходя из собственных ресурсов, родитель может выбирать количество посещений занятий и консультаций: от одного до пяти раз в неделю.
В центре есть группа кратковременного пребывания, где родитель вместе со своим ребенком может провести время, удобное ему, от одного до шести часов, позаниматься с малышом и получить консультацию. Группа устроена по квартирному типу, там есть все необходимое.
«Как отнять ребенка от груди? Как сформировать привязанность? Как приучить к опрятности? Часто бывает, что многих родителей интересуют одни и те же вопросы. Для их обсуждения в центре проходят тематические групповые лекции и семинары, где мамы и папы могут познакомиться с другими семьями, обсудить интересующие их проблемы и пообщаться со специалистами», — отмечает Елена Дрождина, психолог центра, руководитель службы.
Жить обычной жизнью
Часто бывает, что родитель особого ребенка должен заполнять большое количество документов в различных ведомствах. Такой подход отнимает массу энергии, сил и ресурсов. В центре разработаны такие типы документов, заполнение которых занимает несколько минут, их количество минимизировано.
Работа специалистов центра помогает родителям особых малышей перестать жить в травматической ситуации и показывает им путь к обычной жизни.
«Мой ребенок до прихода в центр и сейчас (мы ходим на занятия чуть больше двух лет) — это два разных человека. Пришли мы, когда ему было два года, с серьезной задержкой развития и выраженными аутичными чертами: сынок не проявлял никакого интереса ни к игрушкам, ни ко взрослым. Он или молчал, или издавал какие-то нечленораздельные звуки, боялся любых контактов, протестовал против всего нового... Зачастую он погружался в стереотипии (аутостимуляции), от которых ничто и никто не могло его отвлечь. Он не смотрел в глаза, не мог сосредоточить внимание хоть на какой-нибудь деятельности. Самыми яркими эмоциями были только плач и несогласие. Было ощущение, что ему ничто и никто не нужен!
А сейчас... Я даже не представляла, что такое возможно! Мой ребенок начал жить полноценной жизнью! Он как будто „ожил“... У него появились нормальные детские эмоции: сын улыбается, смеется, иногда хитрит. Он играет сам и предлагает играть взрослым, потому что понимает: одному скучно. Мой малыш выполняет инструкции педагогов. У него появилось чувство юмора. Он не просто говорит развернутой речью, он с удовольствием пробует читать! Врачи удивляются и говорят, что больше не видят у ребенка аутичных черт.
Я хочу сказать огромное спасибо педагогам центра за то, что они работали не только с ребенком, они помогли мне почувствовать себя настоящей матерью! И еще хочется выразить благодарность врачам детской больницы им. Филатова за то, что вовремя направили меня за профессиональной помощью», − не сдерживает эмоций мама маленького С., подопечного службы ранней помощи.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы