Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Отдавай мои игрушки! Как научить ребенка делиться, не нарушая его личных границ

18 мая 2021 года

Каждому ребенку в определенном возрасте свойственно проходить через этап детской жадности. Двух-трехлетние дети часто отказываются делиться игрушками и ревностно отстаивают свое право на них. Это абсолютно естественный процесс самоидентификации малыша, один из доступных ему способов познания личных границ и окружающего мира, и у взрослых нет причин бить тревогу. Но когда ребенок становится старше, а проявления болезненного собственничества в отношении вещей не уходят, родителям стоит задуматься о причинах такого поведения, особенное если малыш — приемный, со своей непростой жизненной историей. Своим опытом и советами делятся многодетная мама Мария и педагог Центра содействия семейному воспитанию «Полярная звезда» Наталья Ольховская.

У Марии, как в известной детской песенке, четыре сыночка и лапочка-дочка. 6-летнюю Люду она забрала домой совсем недавно и на этапе адаптации как раз столкнулась с тем, что девочка очень ревностно относилась к вещам.

Личное пространство

«Дома Люда хватала все, что видела: косметику, книги, личные вещи. Она не разбиралась, чье это и в чьей комнате находится. Под подушкой собирала все, что ей приглянулось. Я поняла, что ей нужно создать личное пространство, поэтому подготовила отдельный уголок с игрушками, отдельный ящик для вещей и каждый раз говорила, что именно туда она может прятать свои богатства, и никто без ее разрешения их не возьмет. Но также объяснила, что и у других членов семьи есть такие же права и трогать их вещи без спроса нельзя», — делится опытом Мария.

При этом, по мнению многодетной мамы, не следует насаждать такие правила поведения с первых дней ребенка дома. Важно дать ему время на адаптацию.

«Первые полгода мы просто дали Люде привыкнуть к нашей семье и расслабиться. Только после этого стали активно заниматься», — говорит она.

Не стыдить!

Интуитивное желание родителя, столкнувшегося с проявлением детской жадности, — пристыдить ребенка, ведь в обществе принято делиться, если попросили. Но для малыша такая реакция мамы или папы будет очень болезненной и непонятной.

«Я не считала правильным в самом начале просить дочку чем-либо делиться с членами семьи, — продолжает Мария. — Раньше могла стыдить своего ребенка за то, что он жадничает на площадке. Но ведь это неправильно, никто из нас не любит, когда трогают его вещи. И заставлять детей быть хорошими для посторонних — все равно что сказать: „Твоего мнения никто не спрашивал. Как я считаю нужным, так и поступлю с твоей игрушкой“. Подойти и взять без разрешения — это не норма. Постоянное нарушение границ ведет к тому, что ребенок растет, не умея сказать „нет“, а в будущем это чревато сложностями и проблемами во многих сферах».

«Наша приемная мама абсолютно права. Насильно заставлять ребенка делиться, отбирать у него его вещь, чтобы отдать другому, нельзя. С самого раннего возраста малышу нужно объяснять, что его игрушки принадлежат только ему и он вправе распоряжаться ими по своему усмотрению. Но при этом существуют и вещи других людей, которые также нельзя брать без разрешения. То есть правило „не хочу и не дам“ работает в обе стороны», — говорит педагог ЦССВ «Полярная звезда» Наталья Ольховская.

Учить делиться

При этом доброта, отзывчивость и щедрость — важные для ребенка качества, и их обязательно нужно воспитывать, балансируя между соблюдением личных границ ребенка и необходимостью вносить коррективы в его поведение.

«Люда никогда не была жадной, но первое время дома очень много ела. Могла съесть все сладости и угощения. И мы постепенно начали акцентировать ее внимание на том, что не стоит съедать все в одиночку, а можно поделиться этим с близкими, — рассказывает приемная мама. — При этом бывает, что ребенка угощают, например, на танцах, куда дочь ходит заниматься. И тогда я говорю, что она может полакомиться одна. Но если принесла домой и хвастается при всех, тогда правило одно — делись! Или когда папа еще не пришел, а на столе торт, мы всегда оставляем кусочек для папы. Он же у нас главный. И когда он приходит, дети бегут к нему рассказать, что его ждет угощение. В большой семье невозможно не делиться. Наши дети получают от этого большую радость».

Мария говорит, что братья относятся к Люде как к младшей, и она это чувствует, но мама и папа постепенно объясняют ей, что и она в свою очередь должна относиться к ним с заботой.

«Мы практически не выстраивали иерархии среди детей. Было одно основное правило: главные — родители. А сравнительно недавно я начала обращать внимание Люды на то, что младшему брату и таким же малышам может понадобиться помощь, потому что они, например, не умеют то, что умеет она. И дочь начала это понимать», — говорит Мария.

«Ребенку важно показывать пример. Он учится через подражание действиям взрослых. Хотите вырастить доброго и щедрого человека — покажите ему на своем примере, объясните, научите, но не принуждайте. Наша Люда и ее новая семья — тому пример. Мама, папа, братья помогли ей окрепнуть, наполнили ее жизнь заботой, вниманием и любовью, и девочка ответила тем же. С педагогической точки зрения у ребенка в силу жизненных обстоятельств были пропущены некоторые этапы эмоционального развития, и родители грамотно смогли восполнить эти пробелы», — резюмирует Наталья Ольховская.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Семьи с детьми

Категория граждан:Семьи с детьми

Новости по теме