Навигация по сайту
Настройка режима отображения
Закрыть
Гарнитура
Без засечек С засечками
Цветовая схема
Ц Ц Ц Ц Ц
Кернинг
Маленький Средний Большой
Изображения
Показать Скрыть Ч/б
Размер текста
A A A
Настройки по умолчанию
Версия для слабовидящих доступна только на десктопной версии.
Другие сайты государства
Закрыть

Универсальный язык танца: инклюзивные занятия в Центре социокультурной реабилитации Диана Гурцкая

26 марта 2021 года

Универсальный язык танца: инклюзивные занятия в Центре социокультурной реабилитации Диана Гурцкая

Когда человеку не хватает слов, чтобы выразить себя, он начинает жестикулировать. Из разрозненных движений постепенно рождается новый язык — танец, который доступен каждому человеку. Екатерина Зайцева, хореограф Центра социокультурной реабилитации Диана Гурцкая, подведомственного столичному Департаменту труда и соцзащиты, уже третий год доказывает, что ограничений для танца не существует. Занятия с незрячими и слабовидящими ребятами она проводит по уникальной методике, которую разработала сама.

Учиться в процессе

Екатерину Зайцеву часто спрашивают о том, как она учит незрячих и слабовидящих ребят танцевать — ведь они могут просто не увидеть движения, не уловить их суть.

«Увы, но преподаванию танцев для незрячих не учат ни в одном институте. И курсов никаких нет, − отвечает хореограф Екатерина Зайцева. − Все мои идеи возникли во время работы с ребятами в классе. Мы и сейчас постоянно учим друг друга».

И учеба проходит замечательно: «Занятия всегда очень веселые! Мы любим танцевать и постоянно учимся чему-то новому, − делится Вячеслав Ишмуков, один из учеников Екатерины. − Когда прихожу на тренировку, сразу же поднимается настроение. Иногда даже не замечаю, как проходит время».

Точная формулировка — первый шаг к ожидаемому результату

Слово — самый эффективный инструмент в обучении танцам. Главное правило — объяснить максимально точно. Допустим, есть простое упражнение — поднять руки вверх — и существуют сотни способов сделать это. Поэтому каждое, даже самое незначительное движение требует уточнения. Сделать это можно так, например: «Поднимите руки через стороны, ладонями вперед, наверх в параллельную позицию, пальцами тянитесь к потолку».

«После пары таких уроков слова начинают путаться. Часто, приезжая домой, я хочу просто помолчать, — делится Екатерина. — В остальном же такие занятия очень хороши, ведь в какой-то момент понимаешь, что исчезают все барьеры в коммуникации и рождается настоящее искусство танца».

«Общее тело» инклюзивного танца

Однако слово не всегда помогает добиться точности в движении. Тогда на помощь приходит необычный прием, который использует Екатерина в работе с незрячими учениками, − «слияние».

«Можно подойти к незрячему и как бы „склеиться “ телами, − объясняет специалист. − И тогда его рука — это моя рука. Она летит, как крыло птицы, или „ломается “ от злого удара. Корпус ученика чувствует, что значит натянуться, как тетива лука, или извиваться, как змея... Правда же, все не так уж и сложно?»

А для того, чтобы ребята могли взаимодействовать друг с другом, есть еще одно важное упражнение — «общее тело». Суть заключается в том, чтобы создать движение, не теряя телесный контакт с партнерами: то есть ребята перемещаются в пространстве как единый организм.

«Дети учатся понимать других людей, следить за движением и настроением друг друга. Здесь важно настроить тактильную восприимчивость, чтобы уловить малейший вздох или взмах руки. Слушать и видеть кожей — один из базовых навыков для незрячих танцовщиков», − подчеркивает Екатерина.

Свобода танцевального перформанса

Особая гордость Екатерины — арт-проект «Танцы в темноте», который находится на стыке танцевального и театрального искусств. Можно сказать, что это современный физический театр для незрячих людей. Перформанс — жанр, который обладает огромным потенциалом, чтобы раскрыться и выразить себя. Это хореография и импровизация, это спектакль и танец: «Например, ученики представляют, что их позвоночник стал гибким и пластичным, как змея, а их тело стало телом рыбы, которая плывет в пронизанной солнцем воде», − рассказывает хореограф.

«Для меня танцы − огромная часть жизни. Это опыт борьбы со страхами и с комплексами, − делится Елена Морозова, одна из учениц Екатерины. — Но главное − это общение с замечательными творческими людьми и с нашим руководителем. Екатерина поддерживает эмоционально, подбадривает и говорит, что у нас все получится! После этого появляется уверенность и исчезает страх выходить на сцену».

Ребятам нравится экспериментировать и находить новые способы самовыражения. И когда Екатерину в очередной раз спрашивают, трудно ли заниматься с незрячими и слабовидящими ребятами, она с уверенностью отвечает: «Вообще не трудно! В движениях тела незрячих людей есть свои особенности, узнаваемые черты, есть своя грация и красота. Поэтому я даю им возможность выразить себя и раскрыть свои эмоции так, как это видят они сами у себя внутри».

Справка

Центр социокультурной реабилитации Диана Гурцкая предназначен для ребят и молодых людей с инвалидностью в возрасте от 5 до 35 лет. Основная задача Центра: реабилитация посредством культуры и искусства. Занятия проводятся по следующим направлениям: эстрадно-джазовый и народный вокал, театральная студия, художественно-прикладное направление, адаптивная физическая культура и коррекционное направление. Узнать подробную информацию о Центре можно по телефону: 8 (499) 261-00-09 или в социальных сетях: .

Баннер с контактной информацией о социальной поддержке москвичей

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы

Категория новости:Люди с инвалидностью

Категория граждан:Инвалиды

Новости по теме