Выбор будущей профессии для детей с инвалидностью и с ментальными нарушениями — неотъемлемое условие успешной социализации, реабилитации и адаптации. Профориентации помогает подросткам расширить кругозор, стимулировать потребность к труду, развить интереса к собственным возможностям. В Центре социальной поддержки и реабилитации детей-инвалидов «Формула роста» с 2020 года направление профориентации стало активно набирать обороты, и 2021 год объявлен в Центре «Годом профориентации».

Подготовить собственные проекты

На весь год запланированы интересные и познавательные мероприятия для детей с ментальными нарушениями. Воспитанников ждёт цикл экскурсий в различные учреждения и встречи с представителями разных профессий под названием «Все работы хороши — выбирай на вкус», открытие «Музея профессий», большое мероприятие «Парад профессий». В рамках проекта по профориентации детей с инвалидностью «Мой путь к профессии» мальчики и девочки от 15 до 18 лет осваивают базовые навыки таких профессий, как швея, повар, переплетчик-картонажник, помощник работника по озеленению и благоустройству парков. Профессии, с которыми они знакомятся, выбраны неслучайно. Дети с ментальными нарушениями могут продолжить образование в колледжах по этим направлениям и в будущем трудоустроиться.

Воспитанники до 15 лет в игровой форме познакомятся с разнообразным миром профессий в рамках программы «Страна мастеров». А еще ребят Центра «Формула роста» ждут увлекательные и познавательные мероприятия в рамках воспитательских мини-проектов в группах под одной темой «Есть такая профессия». В каждой группе были выбраны по одной профессии, с которыми дети будут знакомиться в течение года: официант, повар, швея, электрик, кондитер, почтальон, дворник, парикмахер, медицинская сестра и др. Всего заявлено 14 мини-проектов. Мальчики и девочки Центра узнают не только о форме и атрибутах, транспорте и инструментах, истории происхождения профессии, но и научатся некоторым навыкам, которые они продемонстрируют в конце года во время защиты мини-проектов. «Девочкам нашей группы очень нравится заниматься проектной деятельностью, в этом году для нашего мини-проекта мы выбрали профессию медицинской сестры. Дети уже побывали на экскурсии в медицинском кабинете, пообщались с медсестрой, узнали, в чем особенность этой нужной и важной профессии», − рассказала воспитатель Надежда Васильевна.

Научиться готовить и вырастить сад мечты

Формы работы в ЦСПР «Формула роста» в рамках профориентации разнообразны. Одна из самых эффективных, конечно, практика. Когда дети видят результат своей деятельности, у них повышается мотивация, они охотнее занимаются, на каждое занятие приходят с отличным настроением и неизменным вопросом: а что же сегодня они узнают нового, чему научатся? Поэтому в 2020 году начал свою реализацию проект «Мой путь к профессии», в рамках которого дети занимались по программам «Добрые руки» и «Повар», рассчитанных на три года. В первый год мальчики и девочки под чутким руководством педагогов, познавали азы таких работы повара и помощника работника по озеленению и благоустройству парков. Почистить и нарезать овощи, правильно обращаться с кухонными бытовыми приборами − мультипекарем и мультиваркой, варить гречку и картофель, делать горячие бутерброды ребята уже научились. Оборудованная кухней группа и специализированный кабинет «Домоводство» помогают детям осваивать начальные азы профессии.

Знакомясь с профессией помощника работника по озеленению и благоустройству парков, мальчики Центра «Формула роста» в прошлом году не только учились ухаживать за растениями в помещении и на улице, осваивали навыки работы с садовым инвентарём, но и узнавали о комплексе сезонных работ в парках. «Мне очень нравится ухаживать за цветами и растениями. А еще очень интересно наблюдать, как растут цветы, которые мы все вместе весной высадили на клумбы», — поделился воспитанник Центра Тигран.

Издавать собственную газету

В этом году в Центре оборудовали типографию, в которой старшие дети под руководством социального педагога знакомятся с печатным делом. Подростки учатся работать с техникой, самостоятельно верстать и распечатывать брошюры, листовки, газету Центра «День за днём», пользуясь резаком, подготавливать раздаточный материал для занятий, брошюровать и ламинировать пособия, чинить книги. Саша восторженно рассказывает своим воспитателям о том, чем они занимаются в типографии: «Меня научили ламинировать и распечатывать! Мне нравится ходить в типографию и узнавать новое, учиться работать с разной техникой».

Если рядом с детьми находятся увлечённые своим делом педагоги, то всё у наших ребят получится, не зависимо от особенностей их развития. И даже освоить профессию и трудоустроиться в дальнейшем станет им по силам.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы