Подростковый период — прекрасная пора, наполненная яркими красками эмоций, новыми ощущениями, стремлением к свободе и самостоятельности. Но в то же время это один из самых трудных этапов взросления ребенка, на котором родители — как кровные, так и приемные — сталкиваются с рядом проблем, в том числе с отсутствием у школьника желания учиться. Почему у подростка снижается познавательная активность и как реагировать на ситуацию взрослому, рассказывает педагог-психолог Центра содействия семейному воспитанию «Берег надежды» Евгения Жилкина.

Дорого внимание

Не все родители или опекуны готовы воспользоваться помощью психолога, но важно понимать, что у ситуации, когда подросток не хочет учиться, есть множество нюансов, распознать которые порой может только специалист.

Родители и педагоги, работающие с подростками, как правило, уверены, что уделяют ребенку достаточно времени, проводят вместе досуг, общаются. «Однако если взглянуть на современную модель воспитания, видно, что дети прежде всего испытывают недостаток внимания, — продолжает Евгения Жилкина. — Родители зачастую поставлены в жесткие рамки: нехватка времени, усталость, большая занятость на работе, проблемы со здоровьем и так до бесконечности. С другой, хочется отметить, что ребенок не должен быть заложником этих ситуаций. Особенно важно получить необходимое внимание именно в период до 5–7 лет».

Когда не хватает поддержки

«Я не хочу отвечать перед всем классом или учителем: думаю, надо мной будут смеяться, если что-то скажу не так. Не могу сразу понять весь текст и рассказать его или ответить на вопросы. Когда жил дома, как только запинался или не знал, что сказать, на меня кричали. Я лучше промолчу. Стихи меня здесь научили учить и рассказывать перед всеми. Но в школе я не могу перед классом выступать, лучше пусть ставят двойку», − делится своими переживаниями шестиклассник из центра «Берега надежды».

«В словах ребенка читается: меня не любили, и я не буду. Потребность быть нужным, понятым, защищенным для детей — как глоток воздуха. А часто ли вы говорите своему ребенку или подопечному о том, что любите его, хотите больше узнавать о его проблемах и радостях, чувствах и переживаниях, успехах и неудачах? Понятно, что в суете современной жизни мы забываем, что подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый. Ему очень многое незнакомо, неясно и непонятно. И слушать он готов лишь того, кто ему небезразличен. Это может быть родной человек, а может быть и друг со двора. То же и с детьми, лишенными родительского крыла. Они особенно нуждаются во внимании, любви и заботе, им очень нужен тот близкий взрослый, который станет путеводителем или просто примером для формирования модели счастливого, любящего, понимающего человека», − убеждена Евгения Жилкина.

Проблемы решаемы

Пример семьи или окружения — одна из главных мотивацией для успешной учебы ребенка. В любом случае, чтобы устранить причины проблемы, нужно создать необходимые условия для полноценного воспитания, развития и обучения. Педагогически запущенные подростки не в состоянии в одиночку решить свои проблемы, тем более связанные с обучением, но и не умеют или даже боятся обращаться за помощью и принимать ее.

«Если у подростка не выявлено серьезных проблем со здоровьем, а в семье или группе создана благоприятная атмосфера, то повысить уровень мотивации будет проще. Поощрения, индивидуальный подход, акцент не на оценки, а на прогресс, выделение успехов и достижений, сравнение только с ним самим, но не с другими, расширение объема общения в неформальной обстановке — все это будет способствовать положительной динамике», − убеждена педагог-психолог.

Когда рядом есть надежное плечо, поддержка, адекватный критик, достойный пример и любящий и понимающий человек, проблемы и страхи отходят на второй план.

Источник

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы