Для воспитания и обучения детей с ментальными нарушениями требуются не только опыт и знания, но и подходящие дидактические материалы. Специалисты Центра содействия семейному воспитанию «Маяк», например, для физического и психического развития своих воспитанников активно применяют специальные развивающие доски — бизиборды. Рассказываем, что это такое и чем они полезны на занятиях с особыми детьми.

Обучаемся в игре

Бизиборд — развивающая доска, мягкая подушка, стенд или коврик, где закреплены различные детали, например, замочки, ключи, веревочки с прищепками, выключатели, пуговицы с петельками и т.д.

«Это дидактическое пособие решает очень много задач: ребенок с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) на практике узнает, как пользоваться теми или иными предметами, которые в повседневной жизни ему недоступны. Дети учатся застегивать и расстегивать пуговицы, замочки, завязывать и развязывать шнурки, пользоваться дверными ручками, выключателями, прищепками. Все это развивает у них сенсорные и тактильные ощущения, память, воображение, мелкую моторику, навыки самообслуживания», отмечает замдиректора по социальной и воспитательной работе Центра Валентина Филиппова.

Последствия заболеваний у маломобильных детей с ТМНР не позволяют им совершать определенные действия, поэтому формирование у них навыков самообслуживания, хозяйственно-бытовых и культурно-гигиенических навыков является приоритетной задачей специалистов Центра.

«В своей работе я активно использую как покупные развивающие доски, так и бизиборды, сделанные своими руками, их я считаю более удобными. У меня есть мягкие самодельные бизиборды и доски на жесткой основе. Жесткие можно закрепить на стену или заниматься с ребенком за столом. А когда ребенок маломобилен, я стараюсь менять его положение, чтобы он не уставал, и выкладываю его на маты. И тут мне в работе помогает мягкий бизиборд — подушечка с закрепленными на ней различными деталями», рассказывает воспитатель Елена Коваленко.

Как сделать бизиборд самостоятельно

Создавая развивающую доску, нужно стараться учесть полезность каждого элемента и объединять все в единый сюжет. На «правильном» бизиборде нет ни одной ненужной детали, каждая мелочь здесь может заинтересовать ребенка и может быть ему полезной.

Тема оформления может быть любой — например, природа, времена года, герои мультфильмов и т.д. Ткань лучше подбирать так, чтобы она была не очень яркой, не раздражала и не возбуждала ребенка. К подбору деталей тоже необходимо подходить основательно, учитывая физические особенности детей.

«Так как у наших детей слабые пальчики, я закрепила различные по размеру кольца на веревке, пришила карабин и на него закрепила магнитный держатель для штор, чтобы ребенок мог двумя руками отстегивать и застегивать магнитный замочек. Пришила большие пуговицы и петельки, закрепила липучки, на которые пришиты бабочки. Если ребенку трудно захватывать пальцами липучку, он сможет захватить бабочку и отлепить липучку. Можно пришить бигуди, в отверстие которых продеты цветные веревочки с бусинами на концах. Ребенок захватывает пальцами бусины и вытягивает веревочки вверх и вниз. Мягкую подушечку удобно и приятно держать. Все детали безопасны», добавляет воспитатель.

Можно сделать мягкий бизиборд посложнее — с закрепленными кольцами, в которые нужно продеть шнурки, липучки от обуви, молнии. Он поможет ребенку получить навыки самообслуживания: застегивать и расстегивать молнии на одежде, зашнуровывать ботинки и т.д.

В бизиборде на твердой основе можно использовать детали, которые помогут детям освоиться в быту, — дверные ручки, розетки с вилками, прищепки, замочек с ключом.

«Конечно, не все дети смогут освоить хозяйственно-бытовые навыки, но они будут видеть и знать, что и для чего нужно. Например, соотносить дверную ручку на развивающей доске и ручку на двери, понимать, для чего она нужна и как ею пользоваться. Так у ребенка развиваются мыслительная деятельность, понимание речи, память», отмечает Елена Коваленко.

По ее словам, бизиборды — большие помощники в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии, а изготовление таких дидактических материалов — увлекательный процесс со множеством нюансов.

«Надо продумать каждую деталь, определиться с темой, с задачами, которые бизиборд должен решать. Элементы можно использовать любые, не обязательно покупать что-то специальное в магазине. У всех дома есть веревочки, шнурки, колечки от занавесок, пуговицы, бигуди, замки, молнии, колесики для мебели и тому подобное», отмечает она.

Не только радость, но и польза

Воспитатели заметили: работа с бизибордом рождает у ребят множество эмоций. Они сосредоточены и увлечены, когда пытаются захватить бусины и вытянуть веревочки. Многие улыбаются, когда трогают кольца. Кто-то смеется, когда два магнитика от держателя занавесок прикрепляются друг к другу и издают щелчок. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок испытывает радость каждый раз, когда ему удается справиться с механизмом.

«Очень нравится детям играть с бизибордом в виде домика: открывать окошечки, крутить колесики», добавляет воспитатель Ольга Мажаева.

«Эта развивающая доска служит прекрасным средством в развитии у детей с ТМНР мелкой моторики, пассивной и активной речи, памяти, мышления, многих бытовых навыков. В процессе работы с пособием у ребят улучшается настроение, снимается психоэмоциональное напряжение», завершает Валентина Филиппова.

Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы