25 августа 2025 года

Неуверенность в себе, страх перед ошибками и заниженная самооценка — эти проблемы взрослых часто берут начало в детстве. Одна из важнейших задач психологов столичных центров для детей-сирот — помочь детям с травмирующим опытом прошлого обрести веру в себя. За годы работы специалисты накопили большой опыт и владеют эффективными методиками формирования здоровой самооценки, которые будут полезны всем московским семьям.
«Проблема с самооценкой не связана с социальным статусом напрямую. В ситуации неуверенности в себе может оказаться не только ребенок с опытом сиротства, но и тот, который растет в полной семье. Причины могут быть разными: одни дети испытывают недостаток родительского внимания, другие — его избыток в форме гиперопеки», — рассказала Светлана Самохина, заместитель директора Центра содействия семейному воспитанию «Центральный», психолог.
При этом между самооценкой ребенка и его успешностью есть прямая зависимость. Дети, которые верят в свои силы, легче справляются с трудностями, смелее принимают решения и строят более гармоничные отношения с окружающими.
Чтобы помочь ребенку сформировать здоровую самооценку, родителям важно помнить, что именно они закладывают ее фундамент. В раннем возрасте, до 6-7 лет, ребенок оценивает себя через суждения значимых взрослых.
«Ребенок верит родителям безоговорочно, принимая их слова как истину. Поэтому очень важно правильно говорить с ним о его поступках. Если критиковать, то не самого ребенка, а его действия. Вместо «ты плохой» лучше сказать «поступок был плохим». Вместо «ты меня расстроил» — «меня расстроило то, что ты сделал», — добавила Светлана Самохина.
В возрасте 7-11 лет у ребенка начинает проявляться потребность в социальном признании. Мнение учителей и сверстников становится более значимым. Задача родителя — научить сына или дочь анализировать обратную связь и не принимать критику близко к сердцу.
В подростковом возрасте самооценка ребенка максимально уязвима. Он может остро реагировать на любые замечания, активно сравнивать себя с другими. Родителям нужно проявить особую деликатность и терпение.
«Формирование здоровой самооценки — длительный процесс. От родителя требуется ежедневная работа, где он безусловно принимает своего ребенка и верит в его возможности», — отметила Светлана Самохина.
К психологам «Центрального» обратились за помощью приемные родители 7-летнего Максима. Мальчик уже два года живет в семье. Дома активный и открытый — рассказывает стихи, смело общается. Но в школе молчит, стесняется, хоть и знает материал. Поговорив с Максимом, специалисты выяснили, что причина такого поведения — страх. Мальчик не уверен в себе, боится ошибиться и предпочитает молчать.
«Мы разработали совместный план действий, в котором кроме наших специалистов были задействованы и родители Максима, и школьный учитель. Главной задачей было научить мальчика спокойно относиться к ошибкам. Дома родители стали хвалить за попытку, а не только за результат. Учительница в школе поэтапно вовлекала Максима в работу на уроке, предлагая в начале отвечать письменно. Так шаг за шагом помогли ребенку поверить в себя», — дополнила Светлана Самохина.
Сформировать и укрепить адекватную самооценку ребенка могут различные упражнения и техники. Они активно используются специалистами центров для детей-сирот и будут полезны всем родителям.
- «Право на эмоции». Многие родители неосознанно обесценивают детские переживания фразами: «не расстраивайся», «это ерунда», «мальчики не плачут». Такие реакции формируют у ребенка ощущение, что его чувства не важны. Вместо этого нужно признать право ребенка на любые эмоции: «я вижу, ты расстроен», помочь ему назвать их «похоже, ты злишься из-за того, что не получилось...» и предложить безопасный способ выражения «когда я злюсь, мне помогает побить подушку».
- «Банка достижений». Дети быстро забывают свои успехи, но долго помнят неудачи. «Банка достижений» помогает сместить фокус внимания. Заведите красивую банку или коробку, каждый день записывайте с ребенком на листочке любое его достижение — большое или маленькое. Главное, чтобы оно было конкретным: вместо «был хорошим» лучше — «помог маме с домашними делами». В трудные моменты доставайте записки и читайте вместе.
«Помните: дети видят себя глазами взрослых. Если вы искренне верите в своего ребенка, он обязательно поверит в и сам в себя», — заключила Светлана Самохина.
На заметку
Узнать больше о работе столичных органов опеки и попечительства, жизни центров содействия семейному воспитанию можно на портале «Моя новая семья». Полезную информацию для себя там найдут будущие и состоявшиеся приемные родители, выпускники центров для детей-сирот и приемных семей, а также все, кто интересуется темой помощи детям, оставшимся без родительского попечения.
Пресс-служба Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы